18 июля Матушка Игумения Феодосия с сестрами приняли участие в богослужении на Крестовоздвиженском подворье монастыря.
В этот день Святая Церковь празднует память преподобного Сергия, игумена Радонежского, отца русского монашества, молитвенника и заступника нашего Отечества, а также отмечается день памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Великая княгиня Елисавета стала светлым примером подвижничества для всей России и наставницей инокинь, оставив заметный след в истории и культуре нашей страны. Она является духовной покровительницей общины сестер епархиального общества «Милосердие», существующей при Крестовоздвиженском храме. На Крестовоздвиженском подворье есть чтимая икона с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
Божественную литургию в день памяти преподобного Сергия Радонежского в соединении с полиелейной службой преподобномученицы Елисаветы на Крестовоздвиженском подворье монастыря совершил иерей Александр Мурылёв. За богослужением молились Матушка Игумения Феодосия с сестрами, волонтеры общества сестер милосердия, прихожане Крестовоздвиженского храма.
ПРОПОВЕДЬ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! Святой апостол Павел сказал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая па кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7-8). Жизнь святых угодников Божиих достойна подражания во всех отношениях. В их жизни всякий поступок, случай, всякое обстоятельство в высшей степени поучительны и назидательны для нас, призванных исполнять святую волю Божию. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувства святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы и обхождение с людьми весьма назидательны. Раз и навсегда твердо решившись исполнять заповеди Божии, они затем неотступно всю свою жизнь шли по стопам Божиим, и благодатию Божиею они достигали высокой святости и непорочности.
Господь говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). И ныне ублажаемый нами преподобный Сергий являет образец истинного последования Христу и искреннего служения Ему. «Радуйся, единаго Господа возлюбивый и к Нему очеса своя выну имевый. Радуйся, во вся дни живота своего Его искавый и в Нем намерение полагавый; радуйся, ничесого на небеси и на земли, разве Христа Иисуса видети желавый», – так воспевает преподобному Сергию хвалебную песнь Церковь в составленном ему акафисте. Нет ни одной заповеди евангельской, которую бы не исполнил преподобный Сергий. Господь оставил заповедь блюсти смиренномудрие и всемерно презирать тщеславие и всякое превозношение: «...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). И преподобный Сергий всю жизнь свою провел в неподражаемом смиренномудрии.
Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий нам по своему назиданию и содержанию. В одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотвоpeниях святого Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода крестьянина в обитель человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог помыслить, что это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему вместо святого указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преподобный Сергий. Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел преподобного, тот и слушать не хотел. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я и понапрасну! – думал он. – Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу, но что же вижу – нищего». Святой Сергий узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо как горделивец восхищается славою и честью, так смиренномудрый радуется унижению. Он взял пришельца за руку, увел его в свою келлию и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, – сказал он, – вскоре ты увидишь Сергия». Едва святой произнес эти слова, вдруг объявили ему, что в монастырь прибыл великий князь. Сергий вышел к нему навстречу... Как удивился крестьянин, увидев, что князь к этому, как он называл, нищему старцу приступил с благоговением и, поклонясь до земли, просил благословения, а затем посадил рядом с собою и беседовал с ним, между тем как все прочие, даже вельможи, стояли пред ним!
Бедного крестьянина слуги вытеснили из келлии... Едва выпросив для себя уголок в сенях, он не спускал глаз с того, на кого прежде и взглянуть не хотел. Обманутый сам собою, пришедший крестьянин заплакал и укорял себя в невежестве. «Конечно, слеп я, – говорил он, – что не мог узнать человека Божия и не отдал подобающей ему чести; как теперь предстану лицу его?» Но Сергий скоро утешил его. Когда князь простился с праведником, крестьянин припал к ногам его и раскаялся в безумии своем. «Ты один прав, – поднимая его, сказал преподобный Сергий, – что почел меня старцем, ничего не значащим; все прочие обманываются».
Вот краткая повесть из жития преподобного Сергия. Она нас научает прежде всего смиренномудрию. Преподобный Сергий, несмотря на высоту своих добродетелей, на силу своих чудотворений, несмотря на величие свое среди братий, на особенное уважение от простолюдинов и державных земли, не обиделся на того, кто возгнушался им, как последним работником, как нищим; он признает правым того, кто счел его старцем, ничего не значащим. Мы ли смеем гневаться на справедливых обличителей и презрителей нашей неправды и наших непристойностей и жаловаться на гнушающихся нашей бедностью духовной и постыдной работой греху? «Каждый по делам своим получит», – говорит премудрый сын Сирахов. Всякий порок, в том числе и порок гордости и тщеславия, если не в себе, то в других, всегда ненавистен и омерзителен. Дерзнем ли мы после тщеславиться своими мнимыми добрыми делами, возвышая себя над своим собратом или сестрою? Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Ибо Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13). ...кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26-27). Господь ...унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие (1 Цар. 2, 7-8). Так учит слово Божие. Следовательно, нам вместе с пророком Давидом всегда надо говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9).
Архимандрит Кирилл (Павлов)
https://stsl.ru/
АКВАРЕЛИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ
«Это было редкое сочетание возвышенного
христианского настроения, нравственного благородства,
просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса.
Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией...
Все качества ее души строго соразмерны были одно с другим,
не создавая нигде впечатления односторонности».
(Митрополит Анастасий (Грибановский)
1 ноября 1864 года в герцогстве Дармштадт в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы — дочери английской королевы Виктории — родилась вторая дочь.
Принцессу назвали Елизаветой. Несмотря на богатую родословную, никто тогда не предполагал, что имя этой девочки будет не единожды вписано в историю человечества. Сначала — как прекраснейшей женщины эпохи, затем — как неутомимой труженицы, подвижницы, которая своей святой любовью сумела многих обогреть и спасти и стала русской святой.
Любовь и милосердие, которые прививали детским сердцам родители, принесли добрые всходы. Воспитанная в христианском духе, Элла — так в семье называли принцессу — с самого детства была научена думать в первую очередь о других. Она напрочь была лишена чувства эгоизма. Часто, даже в ущерб себе, помогала другим, никогда не критиковала, а напротив, искала оправдания чужим погрешностям и недостаткам. По-другому она попросту не умела.
Щедро одаренная от Господа талантами и дарами, принцесса была незаурядной личностью. У нее был прекрасный альт и способности к рисованию.
Всегда широко распахнутые серо-голубые глаза Эллы восторженно отмечали каждую деталь неповторимого Божьего мироздания. Стараясь отобразить увиденное чудо, юная принцесса много рисовала на бумаге и холсте.
Ее излюбленной темой была природа — пейзажи и цветы. На листах ее альбомов расцветали поляны скромных голубоглазых васильков, ромашек или невиданных, каких-то фантастических растений. Повзрослев, она уже писала иконы.
Принцесса Элла со временем станет Великой княгиней Елизаветой Романовой, русской по духу и по вере, и самой жизни своей не пожалеет за эту Отчизну.
Став супругой Великого князя Сергея Александровича, в России она не только учила русский язык, знакомилась с историей своей новой родины, но и брала уроки рисования у академика исторической живописи М.П. Боткина.
В искусстве Елизавете Федоровне нравился модный в то время стиль арт-нуво, отличавшийся изогнутыми линиями и стилизованным растительным узором.
Великая княгиня часто дарила свои художественные работы. По большим праздникам она нередко писала для своих знакомых и друзей поздравления на открытках собственного изготовления, разрисовывала конверты.
Иногда свои художественные работы Елизавета Федоровна продавала на благотворительных базарах, которые устраивала для сбора пожертвований на нужды обедневших местных крестьян или детских приютов. Ее прилавок всегда пользовался особой популярностью: всем хотелось получить из рук Великой княгини нарисованную ею акварель или картинку, которые тогда были в моде.
Три своих рисунка Великая княгиня передала в пользу Общины святой Евгении, и в Картографическом заведении А. Ильина (Санкт-Петербург) в 1902 году тиражом по 5000 экземпляров были изданы на их основе открытые письма.
Путь к святости может быть длиною в жизнь, а может занять только один краткий миг. Утратив горячо любимого супруга, Елизавета Федоровна не растеряла огромную любовь, жившую в ее душе.
Она была готова обогреть этой любовью весь мир: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день».
После гибели мужа она сняла траурное платье, чтобы надеть монашеское. В это утро Великая княгиня произнесла: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
После основания Марфо-Мариинской обители религиозная тематика в творчестве Елизаветы Федоровны стала преобладающей. Она занималась иконописью, вышиванием икон и церковных покровов.
Глубокой ночью с 17 на 18 июля Великая княгиня Елизавета взошла на свою голгофу в Алапаевске. Порыв к Богу ее прекрасной души во всей полноте раскрылся в молитве за врагов. И любовь, вспыхнувшая звездой более столетия назад, обрела свое вечное бытие в Боге. Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся. Она светит нам и сегодня, направляя к горнему миру.
https://obitel-minsk.ru/