9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь вспоминает о явлении Тихвинской иконы Божией Матери и молитвенно чтит память святого Давида Солунского. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой, с ней связано множество чудес, прошлых и настоящих. Тихвинская икона – это звезда, сияющая у северных рубежей нашей родины.
Божья Матерь в Своих чудотворных иконах непрестанно изливает Свое милосердие к православному и боголюбивому русскому народу за благочестивую жизнь и строгое православие его предков. Образ Тихвинской иконы Божией Матери стал символом несокрушимости веры и Православной России, напоминанием о том, что не одним оружием одерживаются победы.
В Неделю 5-ю по Пятидесятнице праздничную Божественную Литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 5-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.
ЗАСТУПНИЦА РОССИИ. О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Как в первые века, так и последующие годы история чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыта под покровом тайны.
Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу изображения Богородицы, носящему название Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.
По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в V веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.
Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.
Было это ровно за полвека до взятия Константинополя турками (в 1453 году) и окончательного падения Византийской империи. Чудесное перемещение чудотворной из Второго Рима в Третий знаменовало собою и скорый переход центра христианской власти из Царьграда в Москву.
В царствование Ивана Грозного вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников со всех концов русской земли. В окружении стен сей обители Тихвинская прославилась множеством чудесных исцелений. А когда монастырь осадили шведы, голос Пречистой повелел одной благочестивой женщине пронести Ее образ по стенам обители, и устрашенные неведомой силою шведы бежали. Поэтому Тихвинская обитель и испытывала всегда на себе особенные внимание и покровительство благочестивых русских царей; в знак особой чести ее архимандриты при богослужениях пользовались преимуществами, обыкновенно положенными лишь архиереям.
Уже вскоре после явления чудотворной произошло и иное чудо. Когда на Пречистенском погосте (в будущем городе Тихвин) был выстроен первый деревянный храм, местный пономарь Юрыш (Георгий) отправился известить окрестных крестьян о начале богослужений. На обратном же пути ему в сиянии небесного света предстала Пречистая, восседающая на сосновой колоде с жезлом в руках, а возле Нее – Никола-Чудотворец в святительском облачении. Иконы особого типа, с изображением этого чудесного явления, также прославились чудесами в нескольких местах: в подмосковном селе Павловское Звенигородского уезда, в Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в Алексеевке-Лосевке под Воронежем.
Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; чтимые списки имелись также в Пантелеймоновской часовне у Владимирских ворот Китай-города, в Смоленском соборе Новодевичьего морнастыря и в церкви Николы на Щепах. Всего в первопрестольной существовало девять храмов во имя Тихвинской иконы (включая один старообрядческий). Из них ныне действуют церкви в бывшем селе Алексеевское (не закрывалась никогда; по преданию, именно отсюда перепуганный Сталин брал осенью 1941 года поднесенный сюда некогда царем Алексеем Михайловичем список с чудотворной, чтобы обвезти на самолете вокруг осажденной Москвы), в Сущеве (службы возобновлены в 1992 году), при Медведниковской богадельне (ныне Центральная клиническая больница Московской патриархии) трапезная церковь Симонова и надвратная - Донского монастырей. Снесены московские Тихвинские церкви на Бережках в Дорогомилове, в Лужниках, в Скорбященском монастыре; занята под кабак для «новорусских» «красных свиток» старообрядческая церковь на Хавской улице. На невских берегах было шесть храмов во имя Тихвинской иконы (один приходской на Лиговке, где с июля 1993 года возобновлено богослужение, один домовый и четыре – в Александро-Невской лавре и при монастырских подворьях).
В самом же Тихвинском монастыре по двадцать четыре раза в год совершались крестные ходы с чудотворной иконою, украшала ее драгоценная риза, висела перед ней золотая лампада. Богат и славен был монастырь, пока не настало новое и, казалось всем, необратимое его разорение. С закрытием обители чудотворный образ попал в местный музей, где, насколько известно, серьезному научному исследованию так и не подвергался.
Помимо самого первообраза, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него; наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшую местных ратников во время Отечественной и Крымской войн.
В разное время прославились и другие списки с Тихвинской: в Исаакиевском соборе северной столицы (особо прославившийся исцелениями детей), в Воскресенской церкви Новгорода Великого (явлена в 1643 году), в Данкове Рязанской губернии, в Землянске Воронежской губернии, в Даниловом Троицком монастыре Переславля-Залесского.
Тихвинскими именовались и несколько иных обителей. Это один из скитов знаменитой Валаамской обители (расположенный в 25 верстах от самого архипелага на острове, мимо которого некогда шла по воздуху чудотворная), и женские монастыри: под Екатеринославом, в Цивильске под Казанью, в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, близ Керенска под Пензой (там, где в 1687 году явилась местночтимая Тихвинская икона).
Еще в одной обители близ самого Тихвина в алтаре Введенского соборного храма находилась Тихвинская икона, принесенная ставшей здесь настоятельницей четвертой супругой Ивана Грозного царицей Дарьей. Число же иных приходских и монастырских Тихвинских церквей и местночтимых икон в городах и весях русской земли и среди русского рассеяния едва ли поддается исчислению.
В годы Великой Отечественной войны городом Тихвином ненадолго овладели нацисты. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году: 8 июля 2004 года, после 60-летнего отсутствия, святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
Событие радостное и значительное. Богоматерь подала знак Своего покровительства, особого попечения над нашей страной. И в то же время, для верующих это было и свидетельством исполнения пророчеств о грядущих временах России, пророчеств серьезных, требующих внутренней собранности, мужества. Русская Православная Церковь в 2004 г. приняла Тихвинскую икону с трепетом, не только как духовную ценность, но и как знак укрепления перед испытаниями. С XIX века в Церкви сохранились пророчества о том, что Тихвинская икона вернется в Россию после долгого отсутствия, для того, чтобы быть на Руси уже неотступно до последних времен.
А времена наступят трудные: поединок добра и зла, веры и бесчестия достигнет во всем мире наивысшей точки. И в этой духовной битве Россия будет стоять, как скала, сохраняемая благодатью Божией, если только народ искренне покается и обратится к вере. Не богатая материально, но сильная духом Россия будет напоминать всему миру о непреходящих евангельских ценностях: преданности Богу, любви, благочестии, правде и милости. И тогда один «воин» станет, как «тысяча». А над русскими землями снова будет сиять символический Святой Крест, образуемый великими иконами Богоматери: в центральных землях – Владимирская, на востоке – Казанская, на юге – Иверская, на западе – Почаевская, а на северных рубежах – Тихвинская.
Празднование Тихвинской иконе совершается 26 июня (9 июля н.с.). В тропаре этого дня поется:
«Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны християнские невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискуснобрачная» (Тропарь, глас 4).
По материалам книги Надежды Дмитриевой
«О Тебе радуется!» https://pravoslavie.ru/
Икона Богородицы Тихвинская https://azbyka.ru/
«Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица»
https://www.pravmir.ru
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА СОЛУНСКОГО
Святой Давид жил на рубеже V-VI вв. Земной ангел и небесный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и следовать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в монастыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непрерывными подвижническими трудами. Он шел по пути постижения добродетели, опираясь на размышления над Священным Писанием и житиями святых.
Особое его восхищение вызывали святые столпники Симеон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на миндальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвижник терпеливо переносил любую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той прочной опоры, которую имели святые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою ветку — он стал подобен птице, которая денно и нощно возносит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий.
Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы наставлять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Давиду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Давид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликовании и благодарственных песнопениях.
Прп. Давид непрестанно молился, ни на что не отвлекаясь, и стяжал еще большую благодать и милость у Бога. Однажды ночью воины, которые несли службу на городских стенах, увидели, что из окна кельи святого вырывается пламя. Наутро они пришли к нему и с изумлением увидели, что келья невредима, а человек Божий жив и здоров. Это чудо повторялось часто, и весь город мог свидетельствовать о нем. Один из жителей, Палладий, многократно присутствовавший при удивительном явлении, говорил: «Если Господь дарует Своим служителям такую славу, то что же Он уготовал им в будущем веке, когда их лица будут сиять подобно солнцу?» И он ушел в Египет, чтобы стать монахом.
Божественная слава, которую преподобный Давид созерцал, даровала ему силу изгонять бесов. Он также возвращал зрение слепым и исцелял всякую болезнь, призывая имя Христово, так что весь город почитал его своим Ангелом-Хранителем.
В это время орды славян и аваров, уже заполонившие и разорившие почти всю Македонию, угрожали гор. Сирмию, который был резиденцией префекта Иллирика. Тогда префект написал митрополиту Солунскому Аристиду, прося его отправить с посольством к императору Юстиниану какого-нибудь добродетельного человека, чтобы умолить последнего перенести резиденцию префекта в Фессалонику, окруженную неприступными для варваров стенами. Епископ собрал знатных людей и духовенство, и все они в один голос воскликнули, что только святой отшельник Давид может быть их достойным представителем перед императором. Преподобный, ссылаясь на преклонный возраст, сначала отказался, но затем, вспомнив о посещении Ангела, подчинился. Он предсказал, что умрет по возвращении, за несколько стадий до своей кельи.
Когда подвижник вышел из кельи, горожане, увидев его, простерлись на земле: волосы и борода покрывали его с головы до пят, а лик, подобный лику праотца Авраама, излучал сияние славы. Вместе с двумя учениками он отплылв Константинополь, но когда они прибыли, императора не оказалось во дворце, и святого приняла императрица Феодора. Она просила его молиться о спасении империи и города. Когда император Юстиниан вернулся и узнал, что при дворе находится некий человек Божий, он собрал сенат, чтобы выслушать его просьбу. Тогда прп. Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не были обожжены. Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согласился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика и отправил святого на родину с большими почестями.
Когда корабль приближался к Солунскому маяку, откуда уже был виден монастырь прп. Давида, святой возвестил ученикам, что настал его час. Обменявшись с ними поцелуем мира, он вознес последнюю молитву Господу и предал Ему свою блаженную душу. Хотя дул сильный ветер, корабль остановился. Повсюду распространилось благоухание и послышались небесные голоса. Когда видение исчезло, корабль снова поплыл. Митрополит и все жители города встретили святого на берегу и, согласно последней волей подвижника, похоронили в монастыре.
Через сто пятьдесят лет игумен обители, желая взять частичку мощей святого, приказал открыть его могилу, но лежащий на ней камень разбился на тысячу кусочков. Через тридцать лет следующий игумен сумел поднять гроб и обрел святые мощи прп. Давида нетленными. В 1222 г., во времена латинского владычества, святыня была перенесена в итальянский гор. Павию и возвращена в Фессалонику в 1978 г. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происходят многочисленные чудеса.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»
https://pravoslavie.ru/