С 28 июня по 17 июля в Саратовской митрополии после нескольких лет перерыва, связанного с пандемией, пройдет традиционный крестный ход Саратов - Вавилов Дол. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе мучеников Вавилова Дола - насельников пещерного монастыря, убиенных в годы советской власти.
28 июня по окончании Божественной литургии крестоходцы выйдут в путь от саратовского храма во имя великомученика Георгия Победоносца.
Ежедневные богослужения (вечернее и Литургия) будут совершаться в населенных пунктах, в которых планируется ночлег.
16 июля вечером крестоходцы прибудут в Вавилов Дол.
Маршрут крестного хода
28.06 — 29.06 п. Дубки
29.06 — 30.06 с. Шевырёвка
30.06 — 01.07 с. Елшанка
01.07 — 02.07 с. Березняки
02.07 — 03.07 с. Воскресенское
03.07 — 04.07 хут. Семёнов
04.07 — 05.07 с. Рыбное
05.07 — 06.07 г. Вольск
06.07 — 07.07 с. Терса
07.07 — 08.07 г. Балаково
08.07 — 09.07 с. Кормёжка
09.07 — 10.07 с. Криволучье
10.07 — 11.07 с. Малое Перекопное
11.07 — 12.07 п. Заволжский
12.07 — 13.07 с. Каменка
13.07 — 14.07 п. Монастырский
14.07 — 15.07 г. Пугачёв
15.07 — 16.07 с. Таволожка
16.07 — 17.07 Вавилов Дол
Справки по телефону: 8-927-154-22-77 (Наталья Викторовна Юрина).
ВАВИЛОВ ДОЛ
Вавилов Дол — это не просто живописный уголок неподалеку от села Ивантеевка, но и место особого молитвенного почитания, центр паломничества. На протяжении многих лет сюда ежегодно направляется многодневный крестный ход.
Низинка с родниками в лесостепи, в Ивантеевском районе Саратовской области. Место это исстари почиталось в народе как святое, хотя в советские годы мало кто мог толком объяснить, почему так. Чаще всего говорили: пещерный монастырь. Вообще, с этим местом много было связано легенд: рассказывали о неких светящихся старцах, возникающих из-под земли, о колокольном звоне, который иногда слышен – не всем, конечно, а только людям праведной жизни…
Но отнюдь не легендами руководствуются участники ежегодного многодневного крестного хода в Вавилов Дол. Крестный ход ждут и с радостью встречают в десятках сел и монастырях; состав крестоходцев меняется, но многие проходят всю дистанцию.
Крестный ход посвящен памяти новомучеников Церкви Русской и святых царственных страстотерпцев — семьи последнего русского императора. Паломники завершают свой путь 17 июля, в день убийства царской семьи.
Мученическую кончину приняли и насельники Вавилова Дола. Согласно материалам исторического расследования протоиерея Кирилла Краснощекова – настоятеля храма святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия при Саратовском Государственном Университете, председателя Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия - в период с 1905 по 1909 год группа монахов во главе с монахом Анфимом при поддержке власти обосновалась в Вавиловом Доле и выстроила здесь небольшую часовню. В 1909-м году община пополнилась пришедшим с Афона монахом Иваном Осиповичем Дорофеевым, ставшим «хранителем Вавилова Дола». В 1912-м году началась постройка небольшой церкви во имя святителя Николая Мирликийского, приписанной к приходу села Ивановка. Казначеем по постройке церкви стал Федор Александрович Малов. Церковь освятили в 1914-м году, и Малов оставался ее бессменным попечителем. С 1919 года в Вавиловом Доле поселилась старица Евгения Афанасьева. С разрешения церковного совета она построила себе особое помещение рядом с церковным домом.
В общине постоянно проживали Иван Дорофеев, Федор Малов, Евгения Афанасьева и Иван Галкин, который варил еду и пек хлеб не только для насельников, но и для паломников. Да, это место и тогда уже почиталось как святое – достаточно сказать, что на престольный праздник в Никольскую церковь стекалось от трех до восьми тысяч богомольцев, а в будни там бывало до ста человек. Учтем удаленность места, не забудем, что тогда не было ни асфальтовой трассы, ни автобусов. Богослужения совершались чаще всего священниками из Ивановки; среди постоянных жителей Вавилова Дола лиц в иерейском сане не было. В 1925-м году жители ближайшего к этому месту города Николаевска (Пугачева) и окрестных сел обращались к епископу Павлу (Флеринскому) с просьбой рукоположить в священный сан бывшего афонского монаха Ивана Дорофеева. Причины, по которым хиротония не состоялась, неизвестны: но сам факт такого прошения свидетельствует о том, что Иван Дорофеев был известен и уважаем во всей округе.
Меж тем по стране шагала советская власть, и Вавилов Дол был у нее – как бельмо на глазу. И тут сама судьба подбросила власти случай не только уничтожить обитателей Вавилова Дола физически, но и оклеветать их, безосновательно смешав с орудовавшей в тех местах экстатической хлыстовской сектой. А заодно сделать процесс над насельниками Дола ярким, показательным, запоминающимся.
В июне 1928 года в соседнем селе Горно-Шишканском появился некий «старец» Кондратий Молодых. Подчеркнем, эта мутная личность была уже известна священноначалию; официально, указом упомянутого выше епископа Павла (апрель 1926) «некто Кондратий» отлучен от Церкви. В апреле 1929 года следствие по делу Кондратия Молодых и его компании сделало резкий поворот: их решили связать с Вавиловым Долом и объявить единой контрреволюционной группой. Всех насельников Вавилова Дола арестовали. По делу прошли также священники Иван Журавлев и Анисим Пряхин, прикрепленные для служения в Никольской церкви Вавилова Дола; собственно, то, что они там служили, и стало их главной «виной». Анисим Пряхин, Федор Малов, Иван Дорофеев были расстреляны; к высшей мере приговорили и отца Ивана Журавлева, но его расстрел был впоследствии заменен «десяткой». 79-летняя Евгения Матвеевна Афанасьева получила 8 лет. Годом принудительных работ и высылкой отделался священник Серафим Белов, также служивший иногда в Вавиловом Доле. Три года плюс конфискация единственной лошади – такой приговор услышал приверженный Вавилову Долу крестьянин Иван Сметанкин. Кашевар Вавилова Дола Иван Галкин получил также три года. Проходимец Кондратий Молодых и его «коллега» Степан Турапин получили «вышку», и Молодых был расстрелян, а Турапину расстрел заменили десятью годами.
Еще до приговора все постройки в Вавиловом Долу были снесены – «по решению крестьян села Ивановки». Но паломничество в Вавилов Дол не прекращалось никогда. Документы, приводимые протоиереем Кириллом Краснощековым, свидетельствуют: во время хрущевских гонений на Церковь, когда ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”» (28 ноября 1958 года), Ивантеевский райком КПСС «предпринял ряд мер по ликвидации паломничества в так называемом “святом месте” “Вавилова” дола. Как известно, этот “Вавилов” дол расположен на землях зерносовхоза “Тракторист”, но лес, а значит, и дол, принадлежит Пугачевскому лесхозу. Поэтому, по договоренности с лесхозом, в настоящее время вокруг дола вспахано и осенью будет произведена посадка леса, а отсюда будет запрещен вход в этот дол».
Но не пресеклись, не иссохли благодатные родники Вавилова Дола. Протоиерей Михаил Воробьев в своей книге «Вавилов Дол. Сокрытая святыня» писал, что в 1980-е годы в Вавиловом Доле появился простой, сваренный из металлической трубы крест. На исходе советского времени чья-то добрая рука соорудила там часовню, где, не боясь ветра, можно было поставить свечу. И пусть эта часовня и по размеру, и по внешнему виду напоминала голубятню, а внутри находились простенькие бумажные иконки, это было свидетельством живой веры.
В 2004 году было завершено благоустройство Вавилова Дола. Всего за четыре месяца стараниями районной администрации во главе с Л. Г. Каленовой здесь была возведена новая часовня, обустроены колодец и купальня для паломников.
По материалам статей
«Зачем идем? За радостью»
Марина Бирюкова https://pravoslavie.ru/
«Дело вавиловцев: чистое с нечистым»
Протоиерей Кирилл Краснощеков
Журнал «Православие и современность» № 41 (57)
https://eparhia-saratov.ru/