Главная
Воскресенье, 04 Июнь 2023 14:00

День Святой Троицы. Пятидесятница

4 июня, в День Святой Троицы, празднуется событие сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова.

Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения.

Богослужение в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова, иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова.

После Литургии была совершена Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв, освящено коливо.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря Божественную литургию и Великую вечерню в День Святой Троицы совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Фотогалерея

 

 

БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ

Икона Святой ТроицыВ самом конце мая или в первых числах июня – в зависимости от того, на какой день пришлась Пасха, – православные храмы украшают цветами и молодыми веточками березы. Готовятся к празднику, который имеет три названия – Пятидесятница, Сошествие Святаго Духа на апостолов и Троица. Последний – самый распространенный и любимый на Руси.

Далеко-далеко от Троице-Сергиевой Лавры, за морями-океанами, под жарким палестинским солнцем расположился один из древнейших городов на свете – Хеврон. А в городе том, вернее, около версты от него, есть известная всему миру Мамрийская роща. Дубрава Мамре – зовется она в Священном Писании. Именно здесь, в этой дубраве, жил богобоязненный человек Авраам вместе с женой своей Саррою. Рядом с их домом рос могучий дуб, под которым встречали они гостей и совершали трапезу. Он и поныне растет там, большой, кряжистый, щедро раскинувший в стороны свои корявые ветви. Дубу тому пять с половиной тысяч лет. Пять с половиной тысяч – я произношу эти слова, держа в руках маленький кусочек этого дуба, подаренный мне матушкой Горнего монастыря в Иерусалиме.

– Представляешь,– сказала она, – еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб этот уже был…

Да, был. И рос, и буйной зеленью своею дарил прохладу благочестивому семейству Авраамову. Богат был Авраам. Имел много серебра, золота, скота, дом его был полной чашей. А вот детей не имел. Очень скорбели они об этом с Саррой. И вот однажды пришли к их дому три путника. Законы гостеприимства требовали усадить гостей за стол с яствами. Усадили. Под тот самый Мамрийский дуб. И сидели. И вкушали. И сказал один из них Аврааму: «Через год у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, услышав, посмеялась про себя – какой сын, ведь ей через год будет восемьдесят, а Аврааму и подавно – сто! Только сказал ей путник: «Зря смеешься ты, Сарра. Через год родится у тебя сын». Тогда поняли Сарра с Авраамом, что не простые путники посетили их в дубраве Мамре. Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына.

Дальше Священное Писание подробно рассказывает нам и о рождении Авраамова сына Исаака, и о том, как Авраам поведет его на заклание… Но мы давайте вспомним еще раз трех сидящих под Мамрийским дубом путников и вдумаемся в слова, которые произносим, вспоминая то далекое событие, происшедшее всего в одной версте от древнейшего Хеврона. Явление Святой Троицы – говорим мы о том событии. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей Рублев спустя несколько тысячелетий после того события пишет икону, на которой изображает явление трех путников праотцу Аврааму и называет икону «Святая Троица». Троицу писали и до него. Но именно Андрею Рублеву удалось через эту икону обрести Божественную Истину и упокоиться в ней…

Иконописцы до Рублева изображали прежде всего событие. Поэтому в подробностях показывалось и приготовление трапезы, и заклание тельца. Обязательно были на иконе Авраам и Сарра. Обязательно стол, уставленный утварью и яствами. На «Троице» преподобного Андрея события нет. Мы видим лишь трех Ангелов вокруг стола, на котором одиноко стоит чаша с головою жертвенного тельца. Святая Троица… Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец – Ангел, сидящий слева. Взгляните, что изображено за Ним? Да, дом, тот самый, Авраамов, другими словами – творение мира.

Левый Ангел благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение человеческого рода. Средний Ангел – Бог Сын. Над Ним изображено дерево (тот самый Мамрийский дуб), символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына несколько склонена к голове Отца. Ответный благословляющий жест направлен к Чаше. Сын согласен с Отцом принять на себя добровольную жертву. Правый Ангел – Бог Дух Святой. За ним изображена гора – символ духовного возвышения. Третий Ангел – свидетель того, что призыв к жертве принят, Он – тихий утешитель.

Стол, за которым сидят Ангелы, вовсе не напоминает пиршественный стол. Всего и стоит-то на нем единственная Чаша. Жертвенная. Всмотритесь внимательно во внутренние контуры фигур крайних Ангелов – Отца и Святаго Духа. Они образуют Собой еще одну Чашу. Бог Сын как бы заключен в Нее. Вспомните, с каким трепетом подходят православные люди к Чаше во время Святого Причастия. Жертва Христа за грешный человеческий род. Жертвенная Чаша. Как молился Христос в Гефсиманском саду? «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша сия!»

Каков символ вечности? Конечно, круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов. Но ведь сама икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось невозможное: соединить круг с общей прямоугольной формой иконы. И еще: изображение «Святой Троицы» неделимо. Попробуйте мысленно изъять что-то изображенное, даже маленькую деталь. Ничего не получится. Конечно, почти шесть веков жизни иконы принесли ей некоторые утраты. Не сохранилось золото фона, заново, хотя и по старым контурам, написан Мамрийский дуб, кое-где появились трещины. Но главное дошло до наших дней духовно нетленным. «Бог есть любовь» – мы особенно хорошо понимаем это, взирая именно на «Святую Троицу» Андрея Рублева.

Много, очень много богословов пытались объяснить непостижимую тайну Троицы. Среди них был и блаженный Августин. Однажды, утомясь от сочинений о Святой Троице, вышел он на берег моря прогуляться. И видит: меленький мальчик небольшой ложкой черпает морскую воду и носит ее к ямке на берегу. На берег – выльет, наберет – выльет. «Что ты делаешь?» – спросил его блаженный Августин. «Да вот хочу вычерпать море и перенести его в эту ямку», – простодушно ответил мальчик. «Малыш, твоя затея безсмысленна!» – воскликнул богослов. «Нет, – сказал мальчик, – скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез. Был это, наверное, Ангел…

Вот и нам не понять. И нам не осмыслить. Понять бы это – Бог есть любовь. И, глядя на рублевскую «Троицу», пусть на минуточку расслышать в себе отзвук той непостижимой жизни, в которой только любовь, только свет и только благодать.

Удивительно, Андрей Рублев писал свою «Троицу» во славу «аввы Сергия» – преподобного Сергия Радонежского… Преподобный Сергий достойно послужил Святой Троице. Им была создана Троицкая обитель, позже, после его преставления, – Троице-Сергиева, а еще позже – Троице-Сергиева Лавра, оплот Православия, самый большой мужской монастырь. Андрей Рублев создал свою «Троицу» в память о преподобном Сергии уже после его кончины. Тогда же был построен белокаменный Троицкий собор на месте деревянного Сергиева, и тогда же Рублевская икона заняла достойное место в том соборе – в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат.

И пошли к Троице люди. Шли пешком отовсюду, в пролетки да телеги садились самые немощные и слабые. Не брезговали пешим паломничеством и русские цари. Наравне с простецами шли по Ярославскому тракту...

А самыми многолюдными были те походы на праздник Троицы или, если говорить совсем правильно, на праздник Пятидесятницы или Сошествия Святаго Духа на апостолов, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов – третий час дня, а если по-нашему – девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно «распределились» по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. «Они напились сладкого вина», – говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: «Мы не пьяны». И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения…

В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

В этот день в Троице-Сергиевой Лавре Престольный праздник. И, как в былые времена, тянутся, тянутся к сверкающему куполами монастырю благочестивые паломники.

По материалам книги Натальи Сухининой
«Укажите мне край, где светло от лампад...»
https://azbyka.ru

Просмотров: 211  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 03 25 2024dynmod 801
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 03 13 2022dynmod 502
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 03 25 2024dynmod 880
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 18 2023dynmod 508
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 01 19 2024dynmod 507
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 01 19 2024dynmod 515
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 03 24 2024dynmod 503
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 03 17 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 18 03 2024dynmod 502
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 03 25 2024dynmod 803
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 03 25 2024dynmod 818
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 03 18 2023dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 502
  • 01 19 2024dynmod 506
  • 03 17 2024dynmod 310
  • 03 25 2024dynmod 819
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 813

allistshapka4

stihi-post

Скажите мне, что слаще покаянья?
Что может быть возвышенней смиренья?
Чтоб пережить душой Христа страданья
Пройду путем великопостных бдений.

Восплачу мытаревыми слезами,
Найду домой, как блудный сын, дорогу,
И память смерти пред очами станет,
И страх Суда воззвать поможет к Богу.

Я вспомню, как когда-то согрешила,
Лишившись Рая - как горька потеря!
И ныне на путь плача я вступила,
Отверзи, Боже, покаянья двери...
 


line

 

post

 

Братья и сестры!

31 марта,
7, 14 и 21 апреля
на вечернем богослужении
будет совершаться

Чинопоследование Пассии

line

 

soborovanie


По субботам,
6, 13, 20, 27 апреля

после
утреннего богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность