В Великую Пятницу совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел ради нас.
В Великую Пятницу литургии не бывает, а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробницу. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса во гробе.
Пастырское наставление
Плоды страстей Христовых
Видишь, христианин, страшное и ужасное зрелище: смотри и рассуждай о причине ero! Причина ему — грехи наши. Так очищались грехи мои и твои и всего мира. Так удовлетворялась Правда Божия, которая грехами мира была раздражена! Так Бог примирялся с миром и мир с Богом! Так заслуживалось оправдание нас, грешных, так совершалось вечное спасение! Так избавлялись мы от диавольского пленения и власти, от адского мучения и вечной смерти! Так готовилось нам восхождение на Небо и открывалось Небесное Царствие, затворенное нашими грехами, и все, что мы потеряли в Адаме, возвращалось!
В Адаме мы диаволу и его темной власти подверглись, но через Христово страдание от него избавились. В Адаме мы согрешили и подверглись проклятию, но через Христово страдание возвратилось нам оправдание и благословение Божие. В Адаме мы умерли и погибли, но Христовым страданием ожили и спаслись. В Адаме мы от Бога удалились, но Христовым страданием возвратились к Богу. В Адаме мы из рая изгнаны, но Христовым страданием возвратились в рай не
земной, по небесный. В Адаме мы обесчестились и посрамились, но через Христово страдание почтились, и прославились. В Адаме доброго всего лишились и всему дурному и греховному подпали, но Христовым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились. И так от Христова страдания, как от источника спасения, все наше благополучие проистекает. Его страдание – источник нашей отрады, Его смерть – причина нашей жизни. Его судом и осуждением избавились мы от вечного суда и осуждения. Его ранами мы исцелились; Его узы, которыми Он был связан, нас освободили от уз греховных, за что поем Ему с пророком: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс. 115, 7-8).
Святитель Тихон Задонский.
Совершилось!
Совершилось! Неужели умер Он, наша надежда, наша радость и любовь? Да! Умер Богочеловек! Лютые муки заушения, терноношения, бичевания и распинания прекратились. Неисцельные скорби душевные престали. Гроб и Крест пред нами! Приблизься же, осиротелое семейство, к дорогому гробу, восплачь пред Господом (Пс. 94, 6). Вырази сочувствие беспредельным страданиям Того, Кто положил за тебя Свою душу (Ин. 10, 15, 17). Грустно и тяжко, если в своих сердцах мы не найдем даже в этот час чувств достойных для Целителя сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18). Взгляни, человек, Кто пригвожден на древе осуждения. Тот, Кто принес в мир Божий правду, Кто явил миру свет утешения и просвещения. Уйдите же от этого гроба клеветники; удалитесь богохульники: вы загасили свет жизни в Спасителе, вы Спасителя Христа причли к душегубцам и злодеям!
Воззри, осиротевшее семейство, на эти зиждительные руки, благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие!.. Они растянуты и пригвождены к древу жизни... Удалитесь же от этого роба все хищники, все те, на совести которых лежат нераскаянно дела насилия и беззаконий!..
Воззри, осиротевшее семейство, на эти поклоняемые стопы, вносившие в грады и села, в жилища человеческие мир, отраду и вечное спасение... Они истерзаны и прибиты к древу позоpa. Удалитесь же от этого гроба все осквернители, паче Господа являющие себя ревнителями Церкви Божией, — все льстецы, обманывающие народ именем Христа и Сына Божия; духовенство, торгующее благодатью Святаго Духа; не прикасайтесь ко гробу все притязатели на славу человеческую, на богатство земное...
Судие и Ведче! Видим Твой вовек незабвенный образ... Твое ли это лицо на древе проклятия, не имеющее ни вида, ни славы, ни доброты?
Скорбь наша по Тебе велика, ее не высказать словом, ее нельзя обнять даже мыслью. Меня ради осужден Ты, Господи!
Но и скорбь может быть неразумной и легко перейти в злое уныние. Незлобивый Господь наш этого не хотел. Поищем другого способа выразить Спасителю нашу любовь и скорбь. Вот на персях почившего Страдальца возлежит завещание. Раскроем эту книгу и из нее прочтем указание и наставление, как нам жить и что делать. На ее страницах начертано: «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Кто любит Меня, тот и заповеди Мои соблюдет. Кто хочет идти за Мною... тот пусть возьмет крест свой, и за Мной идет» (Мк. 8, 34).
Готовы мы, Господи, из рук Твоих принять и крест! Не дай нам изнемочь и пасть при несении его!
Но вот и еще: «Обещаю вам Царство... Чада мои, да любите друг друга! Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!»
В исполнении этих заветов заключаются средства успокоения и утешения против немощности и телесной, ибо человеческий дух бодр, но плоть его немощна. Вот где средства спасения, да не растлится человеческая плоть, да не растлится дух человечества! Такова проповедь Креста и гроба. Вера и терпение до последнего дыхания жизни, любовь и милосердие и всепрощение без конца — такова сила страстей Христовых.
Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое воскресение!
Протоиерей Валентин Амфитеатров