Продолжается поприще Великого поста. 3-я Неделя поста – Крестопоклонная, посвящена поклонению Кресту. В Неделю Крестопоклонную нам напоминается цель Великого поста - прийти к Честному Кресту и Воскресению Христову. Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг воздержания и молитвы.
18 марта вечером, в канун Недели 3-ей Великого поста, Крестопоклонной, в монастыре было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавил игумен Пимен (Хеладзе), ему сослужили иерей Вадим Козлов, иерей Сергий Постов и диакон Николай Скафтымов. По традиции, на Великом славословии был вынесен из алтаря на середину храма украшенный Крест, перед которым совершается поклонение всю Крестопоклонную седмицу.
19 марта, в Неделю Крестопоклонную, Божественную Литургию в монастыре клирики обители совершили соборно. В конце богослужения вместе с просфорами сестры раздавали прихожанам, согласно традициям Крестопоклонной недели, маленькие выпеченные крестики.
Вечером в Неделю 3-ю Великого поста клирики обители совершили Чинопоследование Пассии - вечерни с чтением Акафиста Страстям Христовым.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю Крестопоклонную совершил иерей Александр Мурылёв.
ПЕСНОПЕНИЯ НЕДЕЛИ КРЕСТОПОКЛОННОЙ
Основная тема всех богослужебных песнопений Недели Крестопоклонной – тема Креста Господня и Воскресения. Некоторые песнопения отсылают или обращаются непосредственно к Кресту как персонифицированному объекту, многие стихиры и тропари подчеркивают значение Креста как «древа нетления», украшения Церкви, как противопоставление древу познания добра и зла.
Некоторые стихиры взяты из службы праздника Воздвижения Господня, а некоторые являются уникальными. В приведенной ниже стихире «первозданная двоица» – Адам и Ева – призываются обнять Крест как древо, имеющее Плод бессмертия:
«Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».
В переводе на русский язык:
«Иди, первозданных двоица, отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы через вкушение в древности горького услаждения от древа. Вот воистину всесвященное Древо пред нами является! К нему прибегая, радостно его обнимите и возгласите к нему с верою: “Ты наша помощь, Крест всесвященный, древо богоблаженное, насаждение небесное! Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, получив Эдем прежний непреложно и великую милость».
Отдельный интерес представляет канон на утрене преподобного Феодора Студита. Некоторые тропари канона посвящены теме Воскресения Христова:
«Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию, темже воскликнем, победную поюще».
В этом тропаре, как и в некоторых других песнопениях Великого поста, количество которых с этой недели будет увеличиваться, говорится о том, чего мы все ждем в конце оставшихся четырех недель – достигнуть Пасхи, Крест же своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова:
«Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху».
По 6-й песни читается особый кондак преподобного Романа Сладкопевца «Не ктому пламенное оружие». Первый икос содержит в себе особенность, которую мы увидим в дальнейшем в Лазареву субботу и на Страстной седмице, – речь от лица ада. То есть ад ужасается Креста, на котором распят Спаситель, и жалуется, что его внутренности и живот болят, что ему придется изрыгнуть Адама и других, которые из-за древа познания добра и зла попали к нему, а теперь другое Древо их вводит в рай:
«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в рай».
В переводе на русский:
«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: “О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!”».
В конце канона читается светилен и крестобогородичен, в котором мы просим Богородицу достигнуть спасительных дней страданий Иисуса Христа и поклониться светлой и «мирорадостной» Господней Пасхе:
«Древу, на немже Всечистая, пречистеи длани о нас простре, пригвоздивыйся Сын Твой, ныне благочестно покланяющимся, даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню».
После Великого славословия на центр храма износится Крест Господень, совершается поклонение ему и помазание елеем. При поклонении поются стихиры, какие поются и в праздник Воздвижения Господня. Основная же краткая стихира, которая поется во все праздники Креста, в том числе и в течение всей этой недели, очень хорошо передает взаимосвязь Креста и Воскресения: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Вся следующая седмица до пятницы является своеобразным попразднством, поэтому также называется Крестопоклонной. Во время некоторых служб полагается поклонение Кресту, а в среду и пятницу на утрене читаются полные каноны Кресту, написанные преподобными Феофаном Начертанным и Иосифом Песнописцем.
Среда Крестопоклонной седмицы называется «средопостной», то есть половиной поста. Этот день, как и Преполовение Пятидесятницы, считается особенным. Этому посвящаются песнопения среды и других дней этой седмицы. В этот день обычно служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой начинают произносить ектению и читать молитву о готовящихся ко Святому Просвещению (на всех Преждеосвященных до Великой среды). Это и есть остаток того усиленного периода катехизации и подготовки оглашенных, которые хотели и которых допустили принять Крещение в Великую субботу.
По материалам статьи Серафима Алпатова «Неделя Крестопоклонная»
https://monastery.ru/