Главная
Воскресенье, 19 Март 2023 14:42

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Продолжается поприще Великого поста. 3-я Неделя поста – Крестопоклонная, посвящена поклонению Кресту. В Неделю Крестопоклонную нам напоминается цель Великого поста - прийти к Честному Кресту и Воскресению Христову. Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг воздержания и молитвы.

18 марта вечером, в канун Недели 3-ей Великого поста, Крестопоклонной, в монастыре было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавил игумен Пимен (Хеладзе), ему сослужили иерей Вадим Козлов, иерей Сергий Постов и диакон Николай Скафтымов. По традиции, на Великом славословии был вынесен из алтаря на середину храма украшенный Крест, перед которым совершается поклонение всю Крестопоклонную седмицу.

19 марта, в Неделю Крестопоклонную, Божественную Литургию в монастыре клирики обители совершили соборно. В конце богослужения вместе с просфорами сестры раздавали прихожанам, согласно традициям Крестопоклонной недели, маленькие выпеченные крестики.

Вечером в Неделю 3-ю Великого поста клирики обители совершили Чинопоследование Пассии - вечерни с чтением Акафиста Страстям Христовым.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю Крестопоклонную совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

ПЕСНОПЕНИЯ НЕДЕЛИ КРЕСТОПОКЛОННОЙ

Неделя КрестопоклоннаяОсновная тема всех богослужебных песнопений Недели Крестопоклонной – тема Креста Господня и Воскресения. Некоторые песнопения отсылают или обращаются непосредственно к Кресту как персонифицированному объекту, многие стихиры и тропари подчеркивают значение Креста как «древа нетления», украшения Церкви, как противопоставление древу познания добра и зла.

Некоторые стихиры взяты из службы праздника Воздвижения Господня, а некоторые являются уникальными. В приведенной ниже стихире «первозданная двоица» – Адам и Ева – призываются обнять Крест как древо, имеющее Плод бессмертия:

«Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».

В переводе на русский язык:

«Иди, первозданных двоица, отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы через вкушение в древности горького услаждения от древа. Вот воистину всесвященное Древо пред нами является! К нему прибегая, радостно его обнимите и возгласите к нему с верою: “Ты наша помощь, Крест всесвященный, древо богоблаженное, насаждение небесное! Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, получив Эдем прежний непреложно и великую милость».

Отдельный интерес представляет канон на утрене преподобного Феодора Студита. Некоторые тропари канона посвящены теме Воскресения Христова:

«Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию, темже воскликнем, победную поюще».

В этом тропаре, как и в некоторых других песнопениях Великого поста, количество которых с этой недели будет увеличиваться, говорится о том, чего мы все ждем в конце оставшихся четырех недель – достигнуть Пасхи, Крест же своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова:

«Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху».

По 6-й песни читается особый кондак преподобного Романа Сладкопевца «Не ктому пламенное оружие». Первый икос содержит в себе особенность, которую мы увидим в дальнейшем в Лазареву субботу и на Страстной седмице, – речь от лица ада. То есть ад ужасается Креста, на котором распят Спаситель, и жалуется, что его внутренности и живот болят, что ему придется изрыгнуть Адама и других, которые из-за древа познания добра и зла попали к нему, а теперь другое Древо их вводит в рай:

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в рай».

В переводе на русский:

«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: “О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!”».

В конце канона читается светилен и крестобогородичен, в котором мы просим Богородицу достигнуть спасительных дней страданий Иисуса Христа и поклониться светлой и «мирорадостной» Господней Пасхе:

«Древу, на немже Всечистая, пречистеи длани о нас простре, пригвоздивыйся Сын Твой, ныне благочестно покланяющимся, даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню».

После Великого славословия на центр храма износится Крест Господень, совершается поклонение ему и помазание елеем. При поклонении поются стихиры, какие поются и в праздник Воздвижения Господня. Основная же краткая стихира, которая поется во все праздники Креста, в том числе и в течение всей этой недели, очень хорошо передает взаимосвязь Креста и Воскресения: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Вся следующая седмица до пятницы является своеобразным попразднством, поэтому также называется Крестопоклонной. Во время некоторых служб полагается поклонение Кресту, а в среду и пятницу на утрене читаются полные каноны Кресту, написанные преподобными Феофаном Начертанным и Иосифом Песнописцем.

Среда Крестопоклонной седмицы называется «средопостной», то есть половиной поста. Этот день, как и Преполовение Пятидесятницы, считается особенным. Этому посвящаются песнопения среды и других дней этой седмицы. В этот день обычно служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой начинают произносить ектению и читать молитву о готовящихся ко Святому Просвещению (на всех Преждеосвященных до Великой среды). Это и есть остаток того усиленного периода катехизации и подготовки оглашенных, которые хотели и которых допустили принять Крещение в Великую субботу.

По материалам статьи Серафима Алпатова «Неделя Крестопоклонная»
https://monastery.ru/

Просмотров: 202  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 07 2024dynmod 301
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 04 21 2024dynmod 707
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 05 2024dynmod 209
  • 04 21 2024dynmod 715
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 07 2024dynmod 311
  • 04 21 2024dynmod 712
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 04 24 2024dynmod 802
  • 04 07 2024dynmod 302
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 04 07 2024dynmod 308
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 04 07 2024dynmod 312
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 04 21 2024dynmod 711
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 04 05 2024dynmod 201
  • 04 21 2024dynmod 710
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 03 27 2024dynmod 808
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 05 2024dynmod 110
  • 04 05 2024dynmod 204
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 04 24 2024dynmod 801
  • 04 24 2022dynmod 528
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 04 21 2024dynmod 714
  • 04 08 2024 403
  • 04 05 2024dynmod 202
  • 04 07 2024dynmod 306
  • 04 21 2024dynmod 708
  • 04 21 2024dynmod 702
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 04 07 2024dynmod 314
  • 04 21 2024dynmod 703
  • 04 21 2024dynmod 713
  • 04 24 2024dynmod 803
  • 04 08 2024 401
  • 04 08 2024 402
  • 03 27 2024dynmod 801
  • 04 21 2024dynmod 709
  • 04 07 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 04 21 2024dynmod 706

 

allistshapka4

весна утро храм

 


Постом неторопливо,
Без спешки суетливой
Природа терпеливо
Готовилась к весне.

Обитель пробуждалась,
И переоблачаясь,
Рассеяно роняла
На землю талый снег.

Безмолвно, необъятно
Небесный благочинный
Закат с невероятной
Любовью украшал.

Обитель задремала,
И Бог ее, как малого
Младенчика усталого,
Хранил и утешал.

А сестры торопились,
Труждались и молились,
И звездочкой ночною
Мерцала им Псалтирь.

Их тоненькие пальчики,
Огромные сердца их
По четкам поминали
В молитве целый мир.

 

line

 

soborovanie


Братья и сестры!

В субботу,
27 апреля,

после утреннего
богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность