Начался Великий пост – время особой молитвы и строгого воздержания, спасительное время очищения и покаяния, предваряющее встречу светлой Пасхи Христовой.
С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на Великих повечериях в монастыре читался Покаянный канон святого Андрея Критского.
«Великий канон… велик не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем духовное око зрит события обоих Заветов в духовном свете» (преосвященный Филарет Черниговский).
Канон содержит 250 тропарей, глубоко покаянные молитвы и песнопения, которые настраивают душу на вхождение в Великий пост, охватывая события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Текст канона направлен на побуждение человеческой души к отвращению от грехов, покаянию и исправлению жизни.
Великие повечерия в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова.
В среду и пятницу в монастыре совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, насельницы и прихожане монастыря причастились Святых Христовых Тайн.
В пятницу, 3 марта, по окончанию Божественной литургии игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова совершил молебен святому великомученику Феодору Тирону в соединении с полиелейной службой в честь священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца.
Святой великомученик Феодор Тирон принял мученический венец в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Феодоровой неделей», с именем этого святого связана традиция приготовления колива. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем», – напоминает нам Постная Триодь. Праздничное коливо, приготовленное сестрами, было освящено после молебна.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря Великие повечерия с каноном Андрея Критского и молебный канон великомученику Феодору Тирону совершил иерей Александр Мурылёв.
УРОКИ ПОКАЯНИЯ В ВЕЛИКОМ КАНОНЕ АНДРЕЯ КРИТСКОГО
В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается в первые четыре дня поста вечером, за Великим повечерием. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
С великим искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это моя личная история: я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и Его вечного Царства сладости из-за моих грехов... «Я потерял Божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне вначале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...»
И так в течение четырех вечеров девять песней канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо они говорят о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: «Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни», – мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу или, другими словами, – отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но звучащие глубочайшей правдой: «Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости дыхание и жизнь. Но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, прими меня, кающегося».
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке – к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божию славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается.
На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста – в полном составе Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году.
Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и самому творцу канона, Андрею Критскому (всех тропарей 250).
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из истории евангельской и, применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.
Епископ Виссарион (Нечаев)
Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского,
заимствованные из библейских сказаний
https://azbyka.ru/
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР ТИРОН. ТРАДИЦИЯ ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА
Феодор Тирон жил на рубеже третьего и четвертого веков, был воином, служил в городе Амасии, столице Понтийского государства. Феодор был христианином. Однажды его командир приказал солдатам принести жертвы языческим богам. Феодор отказался и во всеуслышание исповедал свою веру. Воина заключили в темницу. По преданию, узнику явился Сын Божий, утешил и укрепил его. Феодора пытали и приговорили к сожжению. По преданию, судья спросил его: "Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?" Феодор Тирон мужественно ответил: "Со Христом моим и есть, и буду!.." Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь.
Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам. А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию. Он повелел ему предупредить всех христиан о замысле императора и повелел христианам в дни строгого поста не посещать торговые ряды, а употреблять вареную пшеницу из домашних запасов — коливо.
В память об этом событии в Церкви установлен чин освящения колива. Он совершается в православных храмах в пятницу первой седмицы Великого поста. Традиция приготовления колива и в другие дни церковного года широко распространена в Греции, Болгарии и Сербии и понемногу начинает возрождаться и в нашей стране.
https://radiovera.ru/
https://eparhia-saratov.ru/