Главная
Воскресенье, 19 Февраль 2023 10:53

Неделя о Страшном Суде

В Неделю о Страшном Суде Церковь напоминает верующим о событии, которым будет ознаменован конец человеческой истории, призывая христиан к покаянию, милосердию и доброделанию. Воскресенье также называется Мясопустным, сегодня последний раз перед Великим постом Уставом разрешается есть мясную пищу.

«Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем» (Святитель Феофан Затворник).

Всенощное бдение накануне в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова,  Божественную литургию клирики совершили соборно.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю о Страшном Суде совершил иерей Александр Мурылёв.

 

Фотогалерея

 

 

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ, МЯСОПУСТНАЯ

Страшный суд, иконаВремя бежит… И уже подходит третья подготовительная Неделя (воскресенье) к Великому посту. Она имеет два особых названия. Первое – Неделя мясопустная (в переводе с греческого – Ἀπόκρεω, что значит «воздержание от мяса, прекращение мяса»). В этот день, как становится понятно из названия, мы заговляемся на мясо. Второе название – Неделя о Страшном суде. Как и предшествующие ей недели, она получила свое наименование от того, что во время Божественной Литургии читается повествование из Евангелия от Матфея (25: 31–46) о Страшном суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников – «овец» и грешников – «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную.

Чтение этого повествования за неделю до начала Великого поста очень логично. Данная притча отрезвляет наше сознание, ставит нам цели на ближайший пост, дает повод к исправлению наших страстей. «Память смертная», память Страшного суда, согласно святым отцам, способствует исправлению нашей жизни.

Неделя мясопустная, наряду со следующей сыропустной Неделей, исторически были самыми древними подготовительными неделями к Великому посту, недели о блудном сыне и мытаре и фарисее появились гораздо позже.

Предваряет это воскресенье Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Святитель Афанасий Ковровский так говорит об этой субботе:

«В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и… в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь»

Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу. Церковь поминает в этот день тех, кто погиб при невыясненных обстоятельствах, за кого в обычные дни не молятся, тех, кто трагически погиб и т.д.

В само воскресенье о Страшном суде богослужебные песнопения Триоди связаны именно с описанием, толкованием Страшного суда (причем шире, чем в рамках данной притчи). Стихиры этого дня покаянного характера, а также раскрывают величие того грандиозного события, которое предстоит всем нам. Везде подчеркивается, что никто из людей не сможет избежать будущего суда. Это событие уравнивает всех: и правителей, и богатых, и нищих.

Например, в этой стихире нам рисуется внушительная картина грядущего события. В подобие человеческого суда, ставится место для Судьи, открывается книга, в которой записаны все людские поступки, рядом в страхе стоят Ангелы. И мы просим Господа обратить страшный приговор нам покаянием:

«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы? Егда же услышим зовуща Его, благословенныя Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку, кто потерпит страшнаго онаго изречения? Но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя».

Партитура, песнопения Недели о Страшном СудеКак и в прошлое воскресение, одним из самых ярких моментов всенощного бдения является пение еще одного – 136-го – псалма «На реках Вавилонских» к обычным полиелейным – 134-му и 135-му – псалмам. К каждому стиху этого псалма припевается «Аллилуия». Как и в прошедшие два воскресенья, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрене «Покаяния отверзи ми двери». Причем стихира к 50-му псалму «Множество содеянных» исторически исполнялась именно в этот день, что следует из ее смысла:

«Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости».

Канон, который читается на этой неделе, написан преподобным Феодором Студитом также в покаянном стиле и с тематикой Страшного суда:

«Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов, но ослаби ми, остави, и стоянию мя, Христе, избранных Твоих соучини».

Еще одна особенность службы этого дня: мы впервые слышим в качестве катавасии ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского.

По третьей песни канона исполняется умилительный седален «Объятия Отча». На самом деле это остаток древнего кондака преподобного Романа Сладкопевца. Он поется также во время монашеского пострига:

«Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися».

На Литургии читается Апостольское чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 8: 8–9), в котором говорится, что пища не приближает нас к Богу, что всё мы должны делать для Бога. Но если моего ближнего смущает пища – не буду есть мяса вовек. Это чтение относится как раз к заговению на мясо.

Следующая седмица (неделя) называется сырной, а в народе – Масленицей. Мясо уже есть нельзя, однако эта седмица сплошная, то есть и в среду, и в пятницу можно употреблять скоромную пищу, хотя, по логике Устава, в эти два дня пищу предписывается употреблять один раз в день. Появление такой полупостной сплошной недели обусловлено древним предпостом, о котором мы знаем уже с VI века. История связывает происхождение этой седмицы с именем царя Ираклия. Устав же говорит о том, что мы вкушаем сыр и яйца в среду и пятницу Сырной седмицы «в опровержение ереси яковитов и тетрадитов», то есть это имеет антиеретическую направленность. Более того, ограничение мяса помогает войти в пост аккуратно и постепенно, в том числе чтобы избежать вреда для желудка.

На Руси Масленица всегда проходила бурно: люди развлекались, играли в различные игры, заговлялись, ходили в гости перед Великим постом. Однако в богослужебном плане Церковь всё больше и больше готовит нас к посту. В среду и пятницу совершаются великопостные богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина с поклонами, Литургия в эти дни не совершается.

Этим и характеризуется особое настроение Сырной седмицы: с одной стороны, заговление перед постом, народные гуляния, с другой стороны – великопостные богослужения в среду и пятницу. В субботу Сырной седмицы вспоминаются все преподобные отцы, в подвиге просиявшие, как образ тех, кто своей жизнью показал подвиг поста. Следующее же воскресение будет называться Неделей сыропустной, или Неделей Адамова изгнания.

По материалам статьи Серафима Алпатова

https://monastery.ru/

Просмотров: 354  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность