Главная
Среда, 18 Январь 2023 13:25

Крещенский сочельник

18 января празднуется Крещенский сочельник или Навечерие (канун) Богоявления. В монастыре игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова совершил Царские часы, изобразительны и великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого в храме в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская.

После духовенство, насельницы монастыря и прихожане крестным ходом перешли в Алексиевский храм, где клирики монастыря совершили чин Великого освящения воды и освящение праздничного колива.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря богослужения навечерия Богоявления совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

Фотогалерея

 

ПОКАЯНИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕ БОГА. СЛОВО В НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

kreshenie gospodne ikonaСегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды.

Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских.

На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную.

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

Чтобы нам сподобиться явления Бога и утоления своей духовной жажды, мы должны быть чистыми, омытыми от телесной и душевной скверны греха и дурных привычек. Мы должны покаяться, но не только словами, но всеми силами стремиться жить так, как подобает раскаявшемуся грешнику. Вместо самоядения и уныния мы должны постоянно творить достойные плоды покаяния, а иначе, несмотря на наши заявления о покаянии, которые мы произносим на молитве и исповеди, не сможем избежать «будущего гнева». Плоды покаяния обнаруживают, было ли оно искренним, а перемена наших мыслей доказывается только изменением образа жизни.

Из сегодняшнего евангельского чтения мы слышали пояснение Иоанна Крестителя об этих плодах покаяния тем людям, которые приходили к нему на Иордан креститься. Фарисеи и саддукеи – общественная элита – не задавали никаких вопросов Иоанну, они были уверены в том, что не хуже его знают Закон Моисеев и знают, что им делать или не делать. Но простой народ, мытари и воины, понимавшие, что живут неправильно, и – самое главное – осознающие, что должны жить лучше, осознающие собственное невежество, стремились услышать совет праведника и подвижника, совет человека Божия. И первым звучит вопрос простого народа: что же нам делать, чтобы сотворить плоды покаяния? И дается им ответ: будьте милосердны, начните свое исправление с дел милосердия – у кого две одежды, а значит, одна у лишняя, тот отдай или по крайней мере одолжи неимущему, чтобы он мог согреться. Господь ждет от нас милости, а не жертвы, и цель этой милости – сделать нас годными на всякое доброе дело.

Затем обращаются к Иоанну Предтече с вопросом: а что же нам делать? – мытари, то есть люди, имеющие власть над другими, чиновники, сборщики императорского годового дохода. Их плод покаяния – ничего не требовать более определенного, не превышать свои должностные полномочия, не злоупотреблять властью. Очень хорошо об этом сказал святитель Григорий Богословов: «Посему все правители прежде всего должны обращать внимание не на власть над подчиненными по своему положению, а на равенство с ними по природе своего происхождения и утешаться не тем, что они начальствуют над подобными себе, но тем, что, начальствуя над ними, они имеют возможность быть для них полезными… Стремиться к тому, чтобы перед нами трепетал равный нам человек, – значит властвовать против природы».

После мытарей свой вопрос: а нам что делать? – задают воины. Это не иудеи, воспитанные в Законе Моисеевом, это люди – по рождению язычники, но уверовавшие в Бога Единого. Обычно воины-солдаты редко являют собой пример благочестия. И даже оправданное убийство неприятеля на поле битвы или законная казнь преступника лишает человека внутреннего мира и радости. Чтобы заполнить эту гнетущую пустоту в своих душах – явный признак жажды Бога, воины ждут ответа от пророка Божия. И в ответ на их вопрос Иоанн Креститель не призывает их бросить свое оружие и оставить службу, а предостерегает против грехов, в которых обычно бывают виновны воины: нельзя обижать людей, среди которых они расквартированы и над которыми поставлены. «Никого не обижайте. Ваше дело – оберегать мир и предотвращать злодеяния среди людей, но никого не обижать. Не устрашайте народ, ибо меч войны, как и меч правосудия, должен быть направлен против творящих зло в защиту делающих добро. Не будьте грубыми там, где живете, и не вымогайте угрозами деньги у людей. Не проливайте кровь в мирное время, будьте со всеми учтивы. Не клевещите перед правительством ради того, чтобы заставить бояться себя; не торопитесь жаловаться друг на друга начальству, чтобы отомстить тому, на кого вы затаили обиду; не подсиживайте вышестоящих, чтобы занять их место; не берите взятки».

А еще: будьте всем довольны, потому что недовольство делает людей деспотичными и несправедливыми. Тот, кто всегда считает, что имеет недостаточно, не постесняется никакого незаконного поступка, чтобы, обманывая других, увеличить свое богатство. Это правило всем нам – довольствоваться своим жалованьем и разумно использовать наилучшим образом то, что имеешь.

И вот когда мы покаемся, исправимся и делом докажем изменения своей доселе греховной жизни, принесем плоды покаяния, станем милостивыми, кроткими, добрыми, благодарными, тогда и услышим глас Господень на водах, который вопиет, глаголя: «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». На водах раздается этот глас, и не один Иордан – маленькая река в Палестине – получил особую благодать явления Пресвятой Троицы, приняв в свои воды Богочеловека, но по всей земле и на море совершилось и ежегодно совершается таинство Крещения Господня при освящении водного естества призыванием имени Божия.

Придем и мы, дорогие братия и сестры, жаждущие Бога, любители Божией Правды и святой воды, придем в храмы за великой святыней – водой святых Богоявлений, Великой Агиасмой.

Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту.

Но будем помнить, что если не хотим мы в очах Божиих выглядеть порождениями ехидниными и пойти в огонь вечный, то должны никогда не забывать о плодах покаяния. Проявим же при получении агиасмы терпение, великодушие, кротость, ласку, доброту, пропустим всех вперед, с любовью дадим ответ вопрошающим.

Святитель Иоанн Златоуст в сегодняшний день – день навечерия Богоявления Господня – более 1600 лет назад сказал следующее:

«Многие ныне приступят к Священной Трапезе по случаю праздника. Но некоторые приступают не с трепетом, а толкаясь, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, перебивая ближних, с великим смятением… Чем, скажи мне, смущаешься ты, человек? Что беспокоит тебя? Необходимые дела, конечно, призывают тебя; в этот час ты особенно сознаёшь, что у тебя есть дела, особенно помнишь, что ты находишься на земле, и думаешь, что обращаешься с людьми? Но не каменной ли душе свойственно думать, что в такое время ты стоишь на земле, а не ликуешь с Ангелами, с которыми ты возносишь победную песнь Богу? Для того Христос и назвал нас орлами, сказав: “идеже труп, тамо соберутся орли” (Мф. 24: 28), чтобы мы восходили на небо, чтобы парили в высоте, возносясь на крыльях духа; а мы, подобно змиям – порождениям ехидны, пресмыкаемся во прахе и едим землю…

Будем же, возлюбленные, представлять себе это, будем помышлять об этом, страшась предстоящего за то осуждения. Будем приступать к Священной Жертве и ко всякой святыне, в том числе и святой воде, с великим благочинием, с надлежащим благоговением, чтобы нам заслужить большее благоволение у Бога, очистить свою душу и получить вечные блага, коих да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, и держава, и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иеромонах Силуан (Никитин)
https://pravoslavie.ru/

Просмотров: 233  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 07 2024dynmod 301
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 05 2024dynmod 209
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 07 2024dynmod 311
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 18 2023dynmod 508
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 04 07 2024dynmod 304
  • 04 07 2024dynmod 302
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 04 07 2024dynmod 308
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 04 07 2024dynmod 312
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 04 05 2024dynmod 201
  • 03 18 2023dynmod 501
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 03 27 2024dynmod 808
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 05 2024dynmod 110
  • 04 05 2024dynmod 204
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 04 05 2024dynmod 205
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 04 08 2024 404
  • 04 08 2024 403
  • 04 05 2024dynmod 202
  • 04 07 2024dynmod 306
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 04 07 2024dynmod 314
  • 04 08 2024 401
  • 04 08 2024 402
  • 03 27 2024dynmod 801
  • 04 07 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 03 25 2024dynmod 813

allistshapka4

stihi-post

Скажите мне, что слаще покаянья?
Что может быть возвышенней смиренья?
Чтоб пережить душой Христа страданья
Пройду путем великопостных бдений.

Восплачу мытаревыми слезами,
Найду домой, как блудный сын, дорогу,
И память смерти пред очами станет,
И страх Суда воззвать поможет к Богу.

Я вспомню, как когда-то согрешила,
Лишившись Рая - как горька потеря!
И ныне на путь плача я вступила,
Отверзи, Боже, покаянья двери...
 


line

 

post

 

Братья и сестры!

Для тех,
кто хочет помолиться
и причаститься
на будничном
постовом богослужении,

Литургия
Преждеосвященных
Даров

будет совершаться
в 16-00 в среду,
24 апреля.

line


Чинопоследование Пассии

будет совершаться
21 апреля

на вечернем богослужении.


line

 

soborovanie


По субботам,
20, 27 апреля

после
утреннего богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность