Светлый праздник Рождества Христова, один из самых любимых праздников детей и взрослых, собрал в обители множество прихожан. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — молитвенно поет сегодня Святая Церковь, возвещая всему миру радостную весть о Рождестве Господа.
Накануне клирики монастыря совершили всенощное бдение праздника Рождества Христова.
Праздничную раннюю Литургию святителя Иоанна Златоуста, которая началась в полночь, возглавил игумен Пимен (Хеладзе). Ему сослужили иерей Вадим Козлов, иерей Сергий Постнов и дьякон Николай Скафтымов.
Перед причастием было зачитано Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. По окончании Литургии было совершено славление празднику Рождества Христова.
Позднюю литургию утром в праздник Рождества совершил иерей Вадим Козлов. По сложившейся традиции за богослужением пел хор Воскресной школы монастыря.
После праздничной трапезы со словами поздравления к Матушке Игумении, клирикам, сестрам, прихожанам обратились ученики Воскресной школы; они исполнили несколько Рождественских песнопений и стихов.
Смотреть сюжет на видео-канале монастыря
ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!
Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе»
(Из тропаря 6-го гласа на великой вечерне богослужения праздника Рождества Христова).
Тихо, безшумно сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира.
Но мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мирские события. Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утонченному служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа. Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали Избавителя в лице Мессии – земного царя. Однако житейские дела не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее чувствовалось «томление духа» по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете и пороках, грядет к гибели.
Не только иудеи ждали Избавителя; но лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели. Но каждый по-своему представлял себе Его пришествие и, будучи сам плотским, не мог помыслить о духовном. Иудеи знамения просят, и Еллины премудрости ищут (1Кор. 1:22). И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой.
А таким именно был Тот, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:4). Не внешней силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, не «привидении устрашая», а в зраке раба пришел Спаситель поднять на Себя грех Адамов, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен каждому.
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45; Мф. 20:28).
Соответственно сему рождается Он в вертепе, в малом граде, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство бедного плотника, праведного Иосифа. Никто из живущих на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями. И даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий – дьявол, оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда еще был ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда устремляют свои взоры.
Услышали пастыри ангелов, поющих плотское Христово пришествие, те бедные Вифлеемские пастухи, единственным источником мудрости коих была открытая книга премудрости Божией, явленной в красоте Его творений, не тронутых грешной рукой человеческой. А не услышавшему ангельского пения всему остальному человечеству небо ярким светом воссиявшей на нем звезды словно устами возвестило, что пришел к своим… Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9:11).
Ко всем обращалось Небо, проповедующее славу Божию. Но лишь цари-волхвы, искавшие в нем откровения судеб Божиих и готовые всюду пойти, чтоб найти истину, уразумели голос неба. Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, следуя лишь течению звезды, возвещавшей им путь к Царству Вечному.
Тяжел был путь, но свет звезды Вифлеемской освещал его. И мудрецы-волхвы, преодолевая все препятствия, шли по стезям, указываемым небом, отрешившись от своей воли. Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писанное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели Воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды.
Мир продолжал бушевать своими страстями. Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе.
Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. Он стоял посреди людей, а они Его не знали (ср. Ин. 1:31).
Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной.
И настало время – свет Вифлеемский озарил все концы вселенной.
Ныне опять бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто испытует свидения (откровения) Его и всем сердцем взыщет Его (Пс. 118:2). Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Жезлом железным сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс. 2:1:9).
А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог! С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покоряйтеся: яко с нами Бог! (ср. Ис. 8:8–9).
Христос родися!
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
https://azbyka.ru/