10 декабря Русская Православная Церковь чтит образ Божией Матери «Знамение», который особо любим в нашем Отечестве. Икона «Знамение»— образ Боговоплощения от Пречистой Девы, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Взирая на святые иконы Божьей Матери, верующие возносятся духом в молитве, испрашивая милостей, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
Накануне в монастыре было совершено всенощное бдение в честь иконы Божией Матери «Знамение» в соединении со службой великомученика Иакова Персянина. Праздничное богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе).
Также в монастыре прошла краеведческая экскурсия, организованная историко-архивным отделом Саратовской епархии. Сестры обители рассказали о храмах и святынях монастыря.
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЗНАМЕНИЕ»
Икона «Знамение» относится к типу Оранта («молящаяся»), на ней изображается Пресвятая Богородица с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся.
Молитвенно воздетые руки Богородицы означают заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII в. гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12).
Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным младенцем на коленях. Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только на Руси он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям. В основе иконографии — пророчество о воплощении Спасителя («…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)).
XII в. В летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение — знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо». Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её списков, такие как икона Богородицы Знамение Курско-Коренная, Абалацкая и другие, также прославились чудесами. Традиционно перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении слепоты и болезней глаз, при эпидемиях, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, о примирении враждующих, о прекращении бедствий и от воров.
Об иконе Богоматери «Знамение» Абалакской (Абалацкой)
Икона Божией Матери «Знамение» Абалакская (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии-Премудрости Божией, Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалакской обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской некой благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалакский храм совершалось много чудесных исцелений.
Внешне Абалакский образ схож с Новгородской иконой «Знамение», с той лишь разницей, что на Абалакской иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Образ был помещен в серебряную с позолотой ризу и украшен жемчугом и драгоценными камнями.
С 1665 года был установлен ежегодный крестный ход, когда чудотворная икона «Знамение» при огромном стечении богомольцев переносилась в Тобольск и пребывала там с 8 по 23 июля.
В 1680 году деревянный храм, в котором помещалась святая икона, сгорел, но чудотворный образ был спасен. На месте церкви позднее был возведен каменный Знаменский собор, а в 1783 году был основан мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение», который благополучно существовал до начала XX века.
Абалакский образ Божией Матери особенно почитали царственные страстотерпцы, перед ней они молились во время тобольского заключения.
В 1924 году монастырь был закрыт богоборческими властями. Лишь в 1989 году обитель с разрушенными храмами была возвращена Тобольской епархии Русской Православной Церкви. Однако подлинной Абалакской иконы Божией Матери нет ни в монастыре, ни в Тобольске. Следы ее затерялись, и настоящее местонахождение неизвестно.
В восстанавливаемой из руин обители находится один из списков с первообраза, который по древней традиции называют «Наместницей», и от которой ныне происходят чудеса исцелений прибегающих к помощи Царицы Небесной.
Известно много чудотворных списков Абалакской иконы Божией Матери «Знамение», благоговейно почитаемых по всей Сибири.
Об иконе Богоматери «Знамение» (Курской-Коренной)
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. История ее явления такова: город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом. Тут охотились жители Рыльска. В 1295 г. один из них, ходя по лесу, увидел у корня дерева образ, обращенный лицом к земле. Подняв образ, он увидел, что эта икона «Знамение» Богоматери. Как только он поднял образ, на том месте, где лежал он, показался источник воды. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону.
Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.
Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
В период страшных потрясений XX в., чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная покинула Россию в 1920 г. Она стала Путеводительницей Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви за границей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком. В Российском Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.
С иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курско-Коренная тесно связана жизнь великого святого русского зарубежья Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Она сопровождала святителя в его многочисленных поездках и помогала в нуждах окормляемой им пастве. Душа святителя отошла ко Господу во время молитвы перед ней. В молитве второй ко святителю есть удивительные строки: «…преставленный же от сего временного во иное житие вечное, в неже настави тя Пречистая Владычица, Одигитрия разсеяния русского, чудотворною Своею иконою Кореннокурскою, еяже спутник ты явился еси в день преставления своего…».
Божия Матерь «Знамение» Курско-Коренная исцелила и отрока Прохора, будущего великого святого земли Русской — Серафима Саровского, всея России чудотворца. Когда мальчик тяжело болел, образ «Знамение» с крестным ходом проносили мимо его дома. После того, как отрок приложился к нему, последовало чудесное выздоровление. В кондаке третьем акафиста преподобному говорится: «…и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши…».
http://tihvinskiy.ru/ https://azbyka.ru/
ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ИАКОВА ПЕРСЯНИНА
Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке в благочестивой христианской семье, богатой и знатной. Жена его также была христианкой. Детей своих супруги воспитывали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию.
Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя Издегерда (399–420) и его преемника Варахрана (420–438). В одном из военных походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам. Узнав об этом, жена и мать Иакова в глубоком огорчении написали ему письмо, в котором укоряли его и призывали покаяться.
Получив послание, Иаков осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю.
На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен.
https://azbyka.ru/