Празднование «осенней Казанской» установлено в честь избавления Москвы и России от интервентов из Польши в 1612 году, совпадает с Днём народного единства. Перед решающей битвой ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским всю ночь молилось перед чудотворным Казанским образом Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. К ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим» (Тропарь праздника).
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери был отмечен в монастыре всенощным бдением и праздничной Божественной литургией. Богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова. На всенощном бдении пелся акафист в честь Казанской иконы Божией Матери. По окончании Божественной литургии было совершено славление.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в праздник Казанской иконы Божией Матери совершил иерей Александр Мурылёв.
В праздничный день сестры и прихожане монастыря приняли участие в традиционном Крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери, который проследовал от Казанского храма до Свято-Троицкого кафедрального собора. Возглавил праздничный Крестный ход Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Покровский и Новоузенский Пахомий, епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей.
В Свято-Троицком соборе пребывает одна из важнейших святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Наряду с Казанской иконой в шествие была взята крестоходцами икона священномученика Игнатия Скопинского, небесного покровителя митрополита Игнатия.
В большом крестном шествии с единодушной молитвой приняли участие тысячи саратовцев. К ним присоединились губернатор Саратовской области Роман Викторович Бусаргин, вице-губернатор области – руководитель аппарата губернатора области Игорь Иванович Пивоваров, министр по делам территориальных образований Сергей Юрьевич Зюзин, министр внутренней политики и общественных отношений Наталья Валерьевна Трошина, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Алексей Николаевич Чумаченко и другие представители власти и общественности.
Путь крестоходцев сопровождался величественными песнопениями, обращенными к Божией Матери, которые исполняли три хора: Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина, хор духовенства Саратовской епархии и хор Саратовской православной духовной семинарии.
Традиция проведения этого крестного хода существовала в Саратове много лет, но в последние два года из-за ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, он не проводился. Верующие саратовцы соскучились по крестным ходам и в праздник народного единства остро ощущали, что чего-то важного не совершается в этот день. Известие о том, что традиционное крестное шествие состоится вновь, православные горожане восприняли с большим воодушевлением, тем более что именно сейчас потребность в молитве о мире и единстве чувствуется людьми совсем иначе — более живо и осмысленно.
Этот крестный ход, в котором приняли участие тысячи прихожан со всех районов города, совершался со всеобщей сердечной молитвой о нашем Отечестве, народном единстве и мире. К участникам шествия присоединялись всё новые и новые участники — жители домов, мимо которых проходило шествие, и просто прохожие, оказавшиеся случайно в этот день в центре города. И чувствовалось, насколько сильно сегодня нуждаются люди в надежде и вере, в утешении и помощи Божией.
Самые горячие мольбы русские люди испокон веков обращали к Божией Матери. Вера в Ее заступничество объединяла народ перед лицом беды. И только благодаря единству мы преодолевали страшные испытания, переживали смутные времена, вновь и вновь налаживали разрушенную жизнь.
В конечной точке крестного хода, возле Свято-Троицкого собора г. Саратова, был совершен праздничный молебен. После молебна было возглашено многолетие.
Митрополит Игнатий поприветствовал всех участников крестного хода и поздравил с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.
«Этот образ всегда по-особому чтился в России и продолжает чтиться теперь. До революции этот день праздновался еще и как День победы. В то опасное Смутное время, когда польские интервенты захватили власть, для многих было трудно понять, где правда, а где ложь — тем более что информационное поле было не таким, как сейчас. И тем не менее Минин и Пожарский смогли собрать ополчение, которое отбило русскую землю у врага нашего православного Отечества, – напомнил архипастырь.— Сегодня наше Отечество снова в опасности, и она опять идет с западной стороны, из-за океана. К сожалению, используется самый близкий нам народ — украинский, наш братский народ, с которым многие из нас связаны тесными семейными, родственными узами. При взгляде на происходящее возникает такое ощущение, что хотят уничтожить как можно больше славянского населения. Борьба, которая сейчас идет,— не против Украины и не против украинцев. Мы объединены одной верой, одним Отечеством, и то, что между нами пролегли государственные границы, совершенно не означает, что мы должны быть во вражде. У нас есть пример Беларуси — с ней есть государственная граница, но мы дружим. Почему-то решили сделать врага России в лице украинского народа. Это делалось долго, целенаправленно, на это выделялись большие средства. Но давайте вспомним: всегда один-два раза в столетие Запад нападал тем или иным способом на русскую землю и ни разу, по большому счету, не одержал победы над нами. И хочется верить, что так будет и в этот раз».
Владыка отметил, что для разрешения этого мировоззренческого конфликта есть очень важное условие: наше общество должно вернуться к традиционным идеалам. «Мы не должны быть придатком западного сообщества. Мы видим, что делается с Европой, где враг рода человеческого, уже не скрываясь, показывает свою страшную личину,— предостерег владыка.— Мы все хотим, чтобы наши дети росли в нормальном обществе, где есть папа и мама, а не “родитель №1” и “родитель №2”. Православная вера — это большая преграда для Запада, потому что мы никак не можем принять этих псевдоценностей, которые нам навязываются под видом толерантности. Либеральная идея доведена до крайности, все встало с ног на голову, этого не видит только слепой. Если человек задает себе вопрос, кто мы на этой земле, для чего мы живем, кем мы вызваны к бытию и какова наша конечная цель, то он будет искать ответ. А ответ нам показывает многовековая история христианства и других традиционных религий, где есть непреходящие ценности. Есть вещи, которые невозможно оспорить. Мама — это мама, папа — это папа, черное — это черное, а белое — это белое. Но кто-то это оспаривает, и это первый шаг к тому, чтобы потом в открытую людей заставить отрекаться от Христа».
«Нужно, чтобы мы задали себе вопрос: что происходит с нами? А ведь происходит! В нашем обществе много страшных вещей — пьянство, наркомания, и одна из самых страшных — аборты,— добавил архипастырь.— Родители добровольно отказываются от жизни своих детей, и даже наше христианское сообщество к этому стало привыкать, это стало нормой. Приходит женщина на исповедь и признаётся, что было два, три аборта — дескать, не разводить же нищету. Что за глупость! До революции многие крестьяне жили гораздо скромнее, чем даже малоимущие люди сейчас, но вопрос так не стоял. Представители ислама порой живут в весьма бедных условиях, но при этом не делают абортов, у них рождаются дети. Нам надо задуматься о том, что с нами происходит, и покаяться. Если мы принесем покаяние, если наше сердце будет разрываться от того, что льется младенческая кровь, то это уже хороший сигнал: что-то живое в нашем сердце осталось».
«Главное — не подменять правду ложью. Ведь в чем коварство врага рода человеческого? Он маскируется под добро, он не имеет своей субстанции и паразитирует на Боге, на добре,— также сказал владыка.— У него нет ничего своего, он вор и лжец и пытается род человеческий уклонить в ту погибель, куда он сам отправился, когда восстал против Создателя».
«Я очень рад, что в этот ноябрьский день вы пришли сюда помолиться Пресвятой Богородице, Которая является Покровительницей нашего Отечества и имеет особое дерзновение молиться перед Своим Пречистым Сыном за всех нас. От всей души поздравляю вас с праздником — с днем Казанской иконы Божией Матери и Днем народного единства. Единство нам сейчас жизненно необходимо. То, что столько людей пришло сюда сегодня, говорит о том, что зачатки нашего единства существуют. Пришла беда — и мы должны объединяться, друг за друга стоять и помнить, что и на той стороне, в братском народе очень много людей, которые также исповедуют православие и хотят мира. Мы будем молиться, чтобы Господь отогнал от Святой Руси внешнего врага и чтобы мы с нашими братьями жили в мире, единоверии, согласии и любви. Человеческими силами невозможно этого достичь, когда льется кровь, но с Богом возможно все. Господь всемогущ, и Он может любые сложные обстоятельства преложить во благо и к миру», – заключил владыка Игнатий.
В завершение владыка поблагодарил епархиальных волонтёров, которые трудились целую неделю, чтобы подготовить трапезу для такого большого числа крестоходцев. По окончании богослужения все участники крестного хода смогли подкрепиться кашей и горячим чаем. Митрополит Игнатий благословил трапезу, а затем присоединился к ней вместе с губернатором области и архиереями Саратовской митрополии.
Здесь же, у стен собора, проходила благотворительная акция «Добрые блины», организованная православным сообществом «Ковчег».
В крестном ходе приняли участие более десяти тысяч человек.
Божественная литургия в монастыре
ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляем Царицу Небесную, Покровительницу земли нашей, вспоминая событие, связанное с Ее чудотворной иконой, ставшее одним из самых важных в истории нашего Отечества. Речь идет о тяжелейшем эпизоде этой истории, о так называемом Смутном времени, когда междоусобная брань, столкновение интересов внутри русского государства привели к тому, что практически исчезла всяческая власть — и центральная, и на местах. Разрушались дома, гибли люди, брат восставал на брата, и в этот кровавый хаос погрузилась вся страна. Не осталось ни власти, ни войска, была разрушена вся система самообороны, люди озлоблены, так что каждый пытался отнять что-то у другого, воспользовавшись его слабостью, обогатиться за чужой счет, создать личное благополучие, невзирая на благополучие ближнего, а значит, ни во что не ставя благополучие страны и народа…
Ну, а что же осталось, если все было разрушено — и власть, и человеческие отношения, и оборона, все то, что должно было скреплять наше государство? Осталось только одно — вера православная. Не было больше никакой иной силы — ни политических партий, ни научных сообществ, ни армии; не было ничего, на что опираются сегодня современные государства, стремясь объединить народ и сохранить свою целостность. Смутное время показало, что в критические моменты ни человеческие идеалы, ни государственная власть могут и не справиться с разрушительными центробежными силами. Только вера православная помогала тогда людям опознавать друг в друге единомышленников и осознавать свою общность. Неслучайно враг, зашедший не только в Москву, но и в Кремль, заточил в подвалы Чудова монастыря Первосвятителя Церкви нашей Патриарха Ермогена, мучил его голодом и холодом. Трудно себе представить, как в холодное время в этих подвалах мог находиться человек без теплой одежды, без еды. Ему готовы были принести и теплые одежды, и достаточно еды, — только чтобы он призвал наш народ признать чужеземную власть. Мы знаем, что этого не произошло, и святитель Ермоген стал священномучеником, погибшим и за веру, и за Отечество свое.
Наконец, что же помогло Минину и Пожарскому объединить людей? Да в первую очередь призыв защитить веру православную, потому что в Москву вошли силы, ставившие своей целью уничтожение нашей отеческой веры, и призыв Минина и Пожарского пойти на Москву и был, прежде всего, призывом защитить веру. Вокруг этого призыва и объединился народ. Еще раз подчеркну: не вокруг власти, не вокруг вооруженных сил, не вокруг каких-то человеческих прозрений, которые мы сегодня могли бы назвать научными достижениями, — только вокруг веры православной объединился тогда народ, и мы знаем, что Москва была освобождена, а затем освобождена и вся Россия.
Мы неслучайно прославляем Казанский образ Божией Матери, потому что с этим образом шли защитники Москвы, пред ним коленопреклоненно молились и Минин, и Пожарский. На дивный лик Богородицы взирало наше воинство, у которого, с человеческой точки зрения, было мало шансов выбить врага из Москвы, но ополченцы шли как на смерть, получив, несомненно, вдохновение и силу пред дивным образом Царицы Небесной.
С такими обращенными к Богу чистосердечными, искренними молитвами связаны и некоторые другие события нашей истории. Мы знаем, как молитва помогала во всех войнах, включая последнюю страшную Великую Отечественную войну. Мы знаем, как искренняя вера и молитва помогали умирающим от голода ленинградцам не сдать город в тяжелейших условиях страшной блокады. Можно перечислять и другие примеры, но я бы хотел сказать о некоем совпадении исторических событий, связанных с этим днем. С одной стороны, это то, о чем мы сейчас говорим, — изгнание поляков вначале из Москвы, а затем из России. Но ровно через 200 лет — как хотите, так и думайте об этом, день в день — произошло другое событие. Вы знаете, что Наполеон в 1812 году вошел в Москву. Ждал, что к нему придут на поклон, — никто не пришел. Сидел в Кремле, а потом решил разграбить все, что только можно, погрузить в обозы и двинуться восвояси, в свою теплую страну. Но именно в этот день войска под командованием генерала и атамана Платова и генерала Милорадовича дали бой арьергарду Наполеона и отбили у него обозы с награбленным. После этого Наполеон уже не спокойно уходил из России, а бежал, как преступник от возмездия. Уже не было сил никого грабить, Наполеон ноги уносил, а сокрушительный удар по наполеоновской армии совершился именно в этот день. Снова, как за 200 лет до того в Москве, наша армия и наш народ одержали победу, о которой мало кто говорит, но именно победа над арьергардом Наполеона, покидавшим Россию, превратила это отступление в бегство и привела к полному разгрому армии противника. 200 лет отделяют одно событие от другого, но произошли они в один и тот же день. Кто-то скажет «случайность», а мы говорим «знак». Знак того, что Царица Небесная, Пречистая Дева Мария по молитвам многострадального народа нашего пребывала с нами и, надеемся, пребывает и сегодня. Только очень важно помнить: как под лежачий камень вода не течет, так и благодать Божия не простирается на тех, кто не желает эту благодать иметь. И если мы как народ отступимся от веры православной, если мы забудем уроки истории, если мы отвернемся от духовного подвига наших предков, то никакой благодати над нами не будет.
А опасностей сегодня не меньше, чем в наполеоново нашествие, — сколько искушений, сколько соблазнов! Сколько ложных идеалов, сколько ложных идолов воздвигается пред очами нашего народа, только чтобы свернуть его с исторического духовного пути! Чтобы народ отказался от веры, предал своих предков, чтобы он шел в фарватере, который определяет не он сам, а кто-то другой, неизвестно для каких целей!
Сегодняшний день учит нас тому, что Покров Пречистой Царицы Небесной действительно пребывает над нашим Отечеством, но, еще раз скажу, не над теми, кто этого не желает, кто предает не только память героев прошлого, во имя веры православной жизнь свою положивших на полях брани, но предает также подлинные интересы сегодняшней России, тесно связанные с духовной традицией большинства нашего народа.
Пусть Господь хранит Отечество наше, наши Вооруженные силы, умудряет нашу власть, помогает нам всеми способами и доступными средствами сохранять свой суверенитет, свою независимость. Когда я говорю так, я имею в виду не только формальную независимость, но и способность жить своим разумом, источник которого — великая духовная и культурная традиция нашего народа. Верим, что если сохраним Православие, то сохраним и Россию. И как тогда, в Смутное время, вместе с православными на врага поднялись и мусульмане, и не было тогда в русском воинстве никакой межрелигиозной распри, так и сегодня, если будем жить по законам Православия, никто в нашей стране не будет чувствовать себя обиженным, ни тем более угнетенным или дискриминируемым. Потому что Православие и угнетение несовместимы, ведь Православие — это дух свободы, это любовь к ближним. И да поможет Господь народу нашему и стране нашей Российской идти тем путем, который был проложен нашими благочестивыми предками, и, уповая на Покров Пречистой Царицы Небесной и вознося к Ней свои молитвы, не терять надежду на то, что эти молитвы Она слышит. А значит, Пресвятая Богородица будет — до тех пор, пока мы храним веру, — нашей Заступницей, Ходатаицей пред Богом, и простирать Свой Покров, ограждающий всех нас и Отечество наше от всяких бед и зол. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/
4 ноября 2021 г.