17 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь воспоминает страстотерпцев царя Николая, царицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию. В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев.
В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются и ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби.
Божественную Литургию клирики монастыря совершали соборно. По окончании Литургии было совершено славление царственным страстотерпцам.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 5-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.
СВЯТЫЕ ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшёл на престол после смерти своего отца – Императора Александра III – 20 октября 1894 года. Коронование на Царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса – будущая Российская Императрица Александра Феодоровна – 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года.
В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий.
Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах.
В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых.
В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год).
Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Императрица не любила светского общения, балов. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия.
С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжал в Ставку, посещал воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы – одним словом, делает все, что было важно для ведения этой войны.
Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, – она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Император рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом, впрочем, всегда предоставляя ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.
2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола.
Отрекаясь от Царской власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления сумеют довести войну до победного конца и не погубят Россию. Он боялся, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови. Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелые душевные мучения.
«Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», – говорил Государь. Духовные мотивы, по которым последний Российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер.
Государь и его семья были готовы пострадать за Россию, за веру, они так и понимали своё страдание. Царская семья олицетворяла православное царство, и большевики, убивая их, уничтожали саму эту идею. Перед гибелью Николай II писал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Образ смиренного царя-страстотерпца сподвигает народ к покаянию и к вере: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец», — поётся в каноне святым мученикам.
За два дня до мученической кончины царственные страстотерпцы попросили совершить литургию. Но охрана дозволила только совершение обедницы. По чину обедницы, совершаемой в воскресный день, по уставу не полагается чтение молитвы «Со святыми упокой», которая во время обедницы вообще никогда не поётся. Однако диакон, получивший некое вдохновение свыше, неожиданно для всех служащих запел «Со святыми упокой». В этот момент император Николай, а за ним и вся царская семья опустились на колени. Они, очевидно, молились о том, чтобы Господь Иисус Христос принял их души в Своём Царствии. Подражая Спасителю, царская семья явила удивительный пример следования воли Божией.
Судя по дневнику государыни и свидетельству женщин, приходивших в предыдущий день мыть полы, царственные узники не испытывали тревоги. Их разбудили ночью, сказали, что в городе неспокойно и что их должны временно перевезти в другое место. Всех членов семьи и четверых приближенных привели в полуподвальную комнату и там расстреляли. Казнь отличалась крайней жестокостью, в частности, подававших признаки жизни княжон докалывали штыками. Тела убиенных отвезли к заброшенным шахтам на Ганину Яму, в 25 километрах от Ипатьевского дома.
Относительно дальнейшей судьбы останков существуют разные версии. Как заявил следователь Н. А. Соколов (1919), тела были полностью сожжены, чем и занимались участники захоронения в течение более чем полутора суток. По официальной версии следствия, сжечь их не смогли и захоронили в Поросенковом Логе, недалеко от Ганиной Ямы, где останки были обретены в 1991 году. Сейчас в Русской Православной Церкви обсуждается вопрос о том, чтобы признать останки, найденные в Поросенковом Логе, недалеко от Ганиной Ямы, мощами святой Царской семьи.
Ныне в урочище Ганина Яма существует монастырь в честь святых Царственных Страстотерпцев. Ежегодно по традиции в ночь с 16 на 17 июля, после ночной Божественной Литургии перед Екатеринбургским Храмом-Памятником на Крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, построенном на месте дома Ипатьева, от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг идет Крестный ход до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
https://tatmitropolia.ru/
https://www.optina.ru/