Радоница – день поминовения усопших, Пасха для умерших. Это первый день после Страстной седмицы, Пасхи и Светлой седмицы, когда совершается поминовение усопших гласным образом. И этот день становится днем общей радости — нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период.
Божественную Литургию в монастыре клирики совершили соборно. По завершении Литургии впервые после праздника Пасхи была отслужена полная панихида, в конце которой было освящено коливо.
Затем духовенство обители, сестры и прихожане прошли на могилу игумении Антонии, настоятельницы Крестовоздвиженского монастыря, разоренного в советское время. Здесь была совершена лития, затем все прошли на монастырское кладбище, где на литии также поминали преставившихся священников и сестер монастыря.
СЛОВО НА РАДОНИЦУ. О РАДОСТИ
…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших…
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
(1 Кор. 15, 20, 22)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия?
Праздник «Радоницы» был установлен Святой Православной Церковью с тем важным и благочестивым намерением, чтобы христиане, отмечая Пресветлое Христово Воскресение, могли разделить великую пасхальную радость вместе со всеми умершими в надежде будущего блаженного воскресения. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали. Христос воскрес, братья и сестры, и это значит, что узы смерти разрушены и она не имеет более над нами власти! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», — слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость». Вот в чем наше упование, наше торжество и наша надежда!
Совершая заупокойное Богослужение и поминая всех от века скончавшихся отец и братий, вознесем Господу молитвы за родных, близких и любимых нашему сердцу людей, уже переживших телесную смерть. В этот день мы хотим донести до них самую дорогую и проникновенную радость о победе над смертью, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Да, они умерли, их нет с нами сегодня, но для Бога все живы! Он — Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк. 20, 38).
Святой Пасхой Спаситель дал и людскому естеству силу воскресения. Сын Божий, воплотившись и придя в мир как Человек, принял на Себя человеческую природу и привнес в нее бессмертие Воскресшего. Господь воскрес, и мы воскреснем! И хотя мы умираем прежней смертью, по словам святителя Иоанна Златоуста, мы в ней не остаемся. Если знаем и верим, что наши усопшие близкие после смерти оживут, причем для лучшей, благодатной, блаженной жизни, то и сама смерть не имеет уже той разрушительной, отягощающей, главенствующей силы. Ведь смерть — лишь мгновение по сравнению с вечностью! Благодаря Воскресению Христову мы уверены, что со смертью жизнь не кончается, что однажды мы все будем призваны восстать и жить. Мы также говорим, что Спаситель победил смерть, поправ ад Своим сошествием. В представлении ветхозаветного Израильского народа эта сторона смерти представлялась едва ли не самой ужасающей. Люди были оторваны от Бога и в смерти своей теряли Отца Небесного навсегда. Ад являл собой место, где не только не было Бога, но где безвозвратное Его отсутствие ощущалось с особенной силой и безысходностью. Но вот воскрес Христос! Сошел в глубины адовы, и души праведников возликовали и возрадовались радостью несказанной. Отныне в смерти не было разлучения с Богом! Умирает человек, мы оплакиваем его, скорбим, печалимся, горечь разлуки томит наше сердце. Но православный христианин хорошо знает и помнит, что с умершим всегда пребывает Господь. И потому мы радуемся, что с Богом смерть не страшна и блаженно бессмертие!
Мы поминаем сегодня усопших, молимся об упокоении их душ. Святой обычай молитвенного поминовения усопших, по словам святителя Иоанна Златоуста, является «установлением апостольским и распоряжением Святого Духа». Мы не знаем, в каком состоянии — покоя или мучения — пребывают сейчас наши умершие близкие, но совершенно уверены, что они нуждаются и ждут наших молитв и добрых дел, творимых в их память и во славу Божию. Время подвига, время духовного делания для усопших закончено. Они теперь не могут приносить Богу покаяние за совершенные грехи, но нуждаются в молитвенном ходатайстве. А для нас, живых, молитва об умерших — не только проявление незабвенной любви, но дело благое и необходимое. Даже святые угодники Божии нуждались в молитвенной памяти. Так, например, преподобный Ефрем Сирин завещал братии: «Напутствуйте меня молитвою, псалмопением и приношениями. Когда же исполнится четырнадцать дней со смерти моей, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми». Если уж святые отцы Церкви просили о молитве по смерти их, то, что говорить нам, грешным…
Очень важно поминовение усопших за Божественной литургией, когда совершается Таинство Евхаристии. Так святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, когда Святая предлежит и Страшная Жертва».
По учению Святой Церкви Христовой наши молитвы, возносимые за близких почивших людей, способны улучшить их состояние. По нашим молитвам, по добрым делам, совершаемым во благо Господа и в память покойных, Бог может даже простить грехи, которые не дают им покоя. Если в сердцах наших пребывает истинная любовь к усопшим, если память о них не ослабевает, если мы хотим действительно помочь им, молитва должна и может стать для нас живительным источником вдохновения и успокоения.
Каждая понесенная потеря — это всегда слезы, горечь утраты, боль расставания. Без этого не может человек по естественной своей немощи. Но христианским поминовением мы способны не только унять свою тоску по усопшему, но и реально облегчить его дальнейшую участь. Вот почему ни слез, а молитв ждут от нас усопшие наши. И при этом нужно помнить, что милосердие Божие не оставляет никого без помощи даже и по переходе в загробную жизнь. Каждый день Святая Церковь призывает нас к молению «о всех прежде почивших, зде лежащих и повсюду, православных». В дни особых поминовений, в светлую сегодняшнюю Радоницу в нашей молитвенной помощи нуждаются все умершие, от Адама до сего дня, и в этот день Церковь Христова, яко матерь предстательствует о всех усопших в вере, умоляя праведного Судию «явить Свою им милость в день нелицеприятного всем воздаяния».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Слово Божие раскрывает нам всю глубину заботы Господа о каждом из нас: …человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). По учению Церкви, суд, следующий за смертью, не является окончательным. Вечная участь чад Божиих будет определена на последнем Страшном Суде, когда последует всеобщее воскресение из мертвых. А до этого времени даже умершие грешники не лишены надежды избавиться от мук адовых по молитвам живых, за них усердно приносимым. Важно, что Церковь Христова призывает нас молиться не только за родных и близких людей, но и за всех, умерших неожиданной смертью, но в благочестии и православной вере: «яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшие снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом; яже убиша меч, конь совосхити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления — всех внезапно умерших и оставшихся без узаконеннаго погребения». Неужели мы можем остаться глухи к этому призыву Церкви и безучастными к участи умерших?! Ведь души усопших страдают, если родные забывают молиться о них.
Людям свойственно бояться смерти, некоторых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они всячески стараются отогнать от себя мысль о кончине. Но ведь, собственно, не смерть страшна, а грехи нераскаянные, с которыми уходим мы в мир иной. Бог не сотворил смерти, — говорит Священное Писание. — [Он] создал человека для нетления… но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 1, 13; 2, 23, 24). Но Сын Божий, Господь наш Иисус Христос Своим пречудным Воскресением разрушил узы смерти: …как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22).
И потому, радуясь в день Радоницы вместе с усопшими о воскресшем Спасителе, утешимся верою во всеобщее воскресение и будем стремиться не только сегодня, но и во все дни жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, «сколько возможно помогать усопшим, вместо слез и рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». Аминь.
Христос воскресе!
Сияние Пасхи. Митрополит Владимир (Иким)
https://azbyka.ru/