Второе воскресение Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день ― память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, подвизавшегося в 14 веке. С особым благоговением внимает Церковь его учению о нетварном фаворском свете, совершая восхождение к Крестной смерти Господа и Его Воскресению, к тайне, раскрывшейся на горе Преображения.
Литургию святителя Василия Великого в Неделю 2-ю Великого поста, посвященную святителю Григорию Паламе, совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю Святителя Григория Паламы совершил иерей Александр Мурылёв.
СЛОВО О СВЯТИТЕЛЕ ГРИГОРИИ ПАЛАМЕ ВО 2‑Ю НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Много может усиленная молитва праведного.
(Иак. 5, 16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами вспоминаем и чтим в молитвах замечательного поборника православной веры святителя Григория Паламу. Почему же во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова прославляет и ублажает именно этого величайшего ратника благочестия? Сосуд благодати Божией, дивный угодник Господень, святитель Григорий Палама являет собой пример безупречной чистоты сердца и высоты духа, столь необходимых для каждого христианина на благодатном поприще поста, молитвенных трудов и духовного совершенствования. Вся его жизнь есть свидетельство истинной христианской веры и праведности, недаром Церковь почитает его как ангела тишины, укрощающего бурю негодований и ложных обвинений. Родился святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и в воспитании осиротевшего мальчика принял активное участие сам правитель Андроник. Григорий получил блестящее образование, освоил множество предметов, ему пророчили славную карьеру при дворе, тем более ему покровительствовал сам император. Но в 20 лет юноша принимает неожиданное для многих решение – удаляется на Святую Гору Афон и поступает послушником в монастырь Ватопед под руководство преподобного старца Никодима. Осознанно, с большим желанием Григорий принимает постриг и начинает путь подвижничества.
Задумаемся, братья и сестры, о том, что двигало молодым человеком в принятии этого жизненно важного решения, в отказе от мира, его соблазнов, славы и почестей? Этот светильник Божественной благодати с юных лет в величайшем смирении и самоуничижении пред Богом ощущал свое недостоинство. Все способности и таланты, которыми столь щедро одарил юношу Господь, святой Григорий относил не к себе самому, а к Божией милости. В сердце его пылала такая искренняя и горячая любовь к Богу, что ничего более не волновало и не привлекало его в жизни. Даже привязанность к близким – к матери, к сестрам – и благодарность к императору Андронику, заменившему Григорию отца, не могли удержать юношу в семейных узах. Всей душой своей он принял призыв Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Не сразу родные приняли и поняли это решение, но потом, постепенно, осознав и прочувствовав всю значимость совершённого, последовали вдохновенному примеру: известно, что мать святителя и его сестры также приняли монашество и достойно подвизались в одной из женских обителей.
Когда старец Никодим преставился ко Господу, инок Григорий продолжил свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а затем перешел в лавру преподобного Афанасия. Очень образованный, воспитанный, высококультурный человек, инок Григорий смиренно и благоговейно выполнял скромную монастырскую работу – прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певчим. Не было ни одного дня, который бы Григорий проводил в праздности, наполняя каждый час своей иноческой жизни трудом и духовным совершенствованием. Но сердце его жаждало еще больших подвигов благочестия. Через три года угодник Божий поселился в отшельнической обители Глоссии, настоятель которой стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию. Этот образ подвижничества, усвоенный афонскими монахами, требовавший уединения и безмолвия, получил название исихазма (в переводе с греческого – покой, молчание ). За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма. Даже когда из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники) и был рукоположен в сан священника, он продолжал вести жизнь отшельника – пять дней недели проводил в безмолвии и молитве и только в субботу и воскресенье выходил к народу как пастырь, совершал Богослужения и произносил проповеди. Много событий было в духовной жизни святителя Григория: создание общины монахов-отшельников в местечке Верии близ Солуни, уединение в афонском скиту Святого Саввы, богословские сражения, несправедливое осуждение, темничное заключение, оправдание, возведение в сан архиепископа, турецкий плен. Во время Богослужения мы, братья и сестры, слышали слова о духовном совершенстве святителя Григория, который «демонские брани помощию Божиею всячески побеждает и всенощными стояниями, источники слез душу очистив, сосуд избранный даров Божия Духа бысть, и Боговидения частая виде ». Чудесами и пророчествами подтверждена была особая благодать, осеняющая великого подвижника. Известно, что еще в самом начале его монашеского пути явился юноше Григорию в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. А накануне отшествия ко Господу было святителю видение святого Иоанна Златоуста, вдохновляющего его на скорую неиссякаемую радость в пресветлых небесных обителях. Последними словами святителя Григория были: «В горняя! в горняя!»
Почему же в историю Церкви Христовой солунский архипастырь вошел как сугубый поборник Православия? Святитель Григорий Палама сумел достойно защитить подвижников Святой Горы Афон от возведенной на них клеветы. В умном делании угодники Божии достигали таких духовных высот, что удостаивались видеть Божественный Свет, именуемый Фаворским, так как он отождествлялся со Светом Преображения Господня на Фаворе. Однако ученый монах Варлаам, автор трактатов по логике и астрономии, возглавляющий кафедру в Константинопольском университете, побывав на Афоне и ознакомившись с укладом духовной жизни исихастов, на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением: Варлаам отрицал Божественное нетварное происхождение Фаворского Света, называя его атмосферным явлением. По просьбе афонских монахов святой Григорий обратился к Варлааму сначала с устными увещеваниями, но когда последние не возымели действия, письменно изложил свои богословские доводы. Обладая обширными знаниями Священного Писания и Священного Предания, он доказал всем, что учение о нетварной природе Фаворского Света, видения которого, по милости Божией, сподоблялись афонские монахи, совершенно согласно с духом Евангелия и творениями святых отцов. Еще святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий и Иоанн Златоуст учили о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемых, ощущаемых, по дару Божию, человеком Божественных энергий, к которым святитель Григорий Палама относит и Свет Преображения. Те же, кто отрицают или сомневаются в существовании этого Света и озарения им избранников Божиих еще на земле, достойны порицания, так как обнаруживают прилюдно недостаток чистоты сердечной, маловерие и несовершенство духовных познаний. Этот богословский спор был продолжен на Пятом Константинопольском Соборе 1341 года где было принято учение о нетварной природе Фаворского Света, учение святого Григория Паламы. Однако в будущем великого поборника благочестия ожидало не только признание, но и гонение. Ученик Варлаама болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека при поддержке императора Андроника III Палеолога объявили святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Григорий Палама написал опровержение, за что был отлучен от Церкви и подвергся темничному заключению. Только когда сменился Патриарх, святитель Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Величие вспоминаемого нами сегодня угодника Божия в том, что он всей своей жизнью, многочисленными подвигами и богословскими трудами показал христианам истинное отношение к внутренней молитве, важности поста и духовного делания. Вот почему сегодня мы с таким благоговением и любовью воспеваем святителя Григория Паламу. Перед нами не просто выдающийся церковный деятель, перед нами яркий пример подвижника, убеленного от греховной скверны, чистого сердцем, душою, делами и помыслами. Перед нами «сосуд благодати», нерукотворный храм, в котором пребывает Господь. Перед нами тот, кто сподобился видеть Бога, кто предстоит ныне у Престола Вседержителя и молится за грешный мир человеческий. Да укрепит святитель Григорий Палама всех нас в прохождении благодатного поприща Великого поста, когда главным станет не ограничение в пище, а бодрствование над собой, борьба со своими злыми наклонностями, грехами и страстями. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).
Явим Господу в дни поста смирение и кротость вместо ропота и досады, любовь и благодушие вместо ненависти и злонравия, духовную чистоту вместо греховной скверны, дабы и нам озариться неизреченным светом Христовым, который так защищал и воспевал святитель Григорий Палама. Аминь.
Владимир (Иким), митрополит
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной
https://azbyka.ru/