25 февраля наш монастырь отмечает престольный праздник - день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Божественную литургию в обители возглавил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный монастырей Саратовской епархии иеромонах Серафим (Баранов); старший священник, духовник обители игумен Пимен (Хеладзе); клирики монастыря иерей Александр Мурылев и иерей Сергий Постнов; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик монастыря иерей Вадим Козлов; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Свято-Духовского собора г. Саратова диакон Димитрий Болгов; клирик монастыря диакон Николай Скафтымов.
За богослужением были вознесены молитвы о мире на Украине.
Были возглашены молитвы об упокоении Святейших Патриархов Алексия I и Алексия II. В этот день всегда праздновался день их тезоименитства.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Константина Кишова.
Вместе с сестрами и Матушкой Игуменией Феодосией за богослужением молились настоятельница Владимирского женского монастыря г. Вольска игумения Макария (Семенова) с сестрами и настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря села Алексеевка Базарно-Карабулакского района игумения Сергия (Плахотник).
Во внимание к усердному труду во славу Святой Церкви и в связи с 40-летним юбилеем клирик монастыря диакон Николай Скафтымов был удостоен права ношения двойного ораря.
Медалями Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени были награждены:
— распространитель лавки церковной утвари Свято-Алексиевского женского монастыря Наталья Владимировна Растопшина;
— врач-консультант Ольга Юрьевна Серенко;
— регент хора монастыря Лариса Рудольфовна Скорупко.
Архиерейских грамот были удостоены:
— бухгалтер монастыря Елена Владимировна Степанова;
— распространитель лавки церковной утвари Любовь Ивановна Миреева;
— распространитель лавки церковной утвари Марина Анатольевна Демина;
— прихожанин монастыря Николай Николаевич Базыма.
В своем слове митрополит Игнатий поздравил собравшихся с днем памяти святителя Алексия:
«Сейчас непростое время для нас, для наших братьев по вере и по крови в Украине. Так же было непросто, когда жил святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский. Он носил титул митрополита Киевского, но по факту находился во Владимире и Москве. Сегодня происходят трагические события: у нас одна вера, у многих семьи разделены — часть родственников находится в России, часть — на украинской стороне. У меня прадед погиб под Киевом, там и похоронен, в Одессе живут родственники. Политика пытается нас разделить, вмешиваются третьи силы, и новое поколение вырастает уже враждебным друг к другу. Это создано искусственно. Преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что Россия, Украина и Беларусь — это и есть святая Русь».
Владыка призвал усиленно молиться о том, чтобы Господь ниспослал мир:
«Что мы можем сделать? Просить Господа о милосердии к нам и к нашим братьям в Украине. Молиться, чтобы Господь простил нас, потому что все мы согрешаем, нарушаем заповедь о любви. Это не Божие наказание — это отсутствие любви приводит к таким последствиям. Мы все получили крещение от князя Владимира, и мы не можем спокойно существовать, когда происходит такая страшная трагедия. Это началось еще в 90-е, когда распался Советский Союз и когда начали раздирать Церковь на Западной Украине — униаты, католики, раскольники. Это всё звенья одной цепи. Но Господь милостив, если люди каются. Он не может гневаться, просто люди сами отворачиваются от Бога, ожесточают свое сердце — и тогда начинается бойня. Когда нет любви, каждый хочет доказать свою правду, а истина одна — непреложно она Христова».
«Святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский, имеет особое дерзновение обо всей пастве — и в России, и в Украине. Мы верим, что он предстоит пред Престолом Божиим и молится обо всех нас. Давайте просить его о помощи. Желаю, чтобы несмотря ни на что мы старались сохранять мир Христов, чтобы наши праздные дела не забирали у нас самого главного — памяти смертной — и чтобы мы не творили беззакония. Когда человек забывает, что временно живет на этом свете, он начинает себя вести так, будто все время будет на этой земле и ничего не последует. Нет такого человека, который бы жил и не перешел в иной мир. Память о том, что мы пойдем на ответ к нашему Создателю, помогает нам жить в полную силу и правильно выстраивать приоритеты», — заключил архипастырь.
По окончании Литургии было совершено славление, освящено коливо.
Смотреть запись богослужения на видео-канале монастыря
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА
Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович, бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения.
С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.
Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.
Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил:
«Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий уразумел, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучно. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.
Еще до прибытия блаженного в столицу монголов, царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиерея и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил освященной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись этому дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.
Возвратившись из Орды, святой Алексий, по прошествии некоторого времени, принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на русскую землю. Тогда, по просьбе великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.
Когда скончался великий князь Иоанн, на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем московским Димитрием Иоанновичем. Власть великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по несколько ханов, истреблявших один другого; в 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание великого князя России и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой советов и дел князя Димитрия; трудами святителя росла и крепла власть великого князя московского.
Между тем святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при этом храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме сего монастыря, святитель Алексий построил еще другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; при этом святитель заповедал положить здесь свое тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию, и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Таин. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол этот великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающею честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве.
Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. После чего эти святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия. От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.
Источник: Жития святых на русском языке,
изложенные по руководству Четьих-Миней
Св. Димитрия Ростовского :
М. : Кн. дело, 2003 - 750, [2] с.
https://azbyka.ru/