25 декабря отмечается день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. В монастыре есть икона с частицей мощей этого святителя-чудотворца.
Святитель Спиридон за свою добродетельную жизнь из простых земледельцев был поставлен в епископы. Канон святителя Спиридона Тримифунтского сравнивает его с царём Давидом и пророком Моисеем, так как все трое были пастухами, а затем стали пастырями народа Божия.
Всенощное бдение в монастыре в соединении с полиелейной службой святителю Спиридону Тримифунтскому и Божественную Литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова. По окончании Литургии было совершено славление.
В субботу по окончании богослужения в Никольском приделе храма Одигитрия было совершено Таинство Соборования.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского совершил иерей Александр Мурылёв.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился около 270 года на острове Кипре, в деревушке под названием Аския (Ассья) недалеко от Тримифунта (Тримитусы). О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось никаких достоверных сведений, известно лишь, что они были простые крестьяне, а сам будущий Святой в детстве пас овец и коз (его принято изображать на иконах в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев). Он не получил никакого образования, но от природы имел здравый ум, светлую и добрую душу. Воспитанный в христианском благочестии, добродетельный и незлобивый Спиридон вел чистую, богоугодную жизнь; необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих людей: бездомные находили у него приют, а странники - пищу и отдых; для каждого человека, независимо от возраста и социального положения, он был неиссякаемым источником благодеяний. Он оказывал помощь в различных житейских нуждах, но более всего заботился об исцелении греховных язв. Отличительными чертами его были трогательная простота, смирение, искренность и кротость, он был подлинным воплощением любви. Благодать Божия, почивавшая на нем, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.
Еще в молодости он женился на честной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжелой потери Святой не впал в уныние, а еще усерднее продолжил служение Господу своими добрыми делами. Всей своей жизнью «он наглядно показал, что, живя в миру, семейно, делами милосердия и любви, всецелой преданности Господу и Его Святой Церкви можно достичь святости и спастись».
После смерти местного священника духовенство и все жители Тримифунта и окрестных деревень единодушно избрали Спиридона первым епископом Тримифунта, убедили его стать пастырем их душ, заботиться и о словесном стаде. Образ жизни Святителя после этого не изменился: с раннего детства он привык довольствоваться малым, и в высоком архиерейском сане, не гордясь своим влиятельным положением, являл местным жителям пример добродетельной жизни, по великому смирению продолжая кормиться трудами рук своих. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь не оставил Своего верного служителя без милости: Он щедро наградил этого истинного поборника веры даром прозорливости и чудотворения. Святитель Спиридон исцелял неизлечимо больных, врачевал не только телесные, но и душевные недуги людей, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Особым даром Святителя была власть над силами природы - по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь, рассеивались грозовые облака, останавливал свое течение водный поток. Он был для своей паствы заботливым и любвеобильным отцом, умел сострадать каждому в его горестях и скорбях, соединяя пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял Святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – вёдром (тёплой, сухой погодой), исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова — Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (десная рука святителя почивает в Риме). Мощи сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. По свидетельству очевидцев, тело святителя Спиридона и доселе хранит тепло, оно мягко и растяжимо и как бы живо... Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.
https://pravoslavie.ru/
https://azbyka.ru/
https://svt-spiridon.ru/