10 декабря Православная Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Знамение». Появление на Руси иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
Накануне в монастыре было совершено всенощное бдение в честь иконы Божией Матери «Знамение» в соединении со службой великомученика Иакова Персянина.
Праздничное богослужение совершил игумен Пимен (Хеладзе), ему сослужил диакон Николай Скафтымов.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Знамение»— одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках. Явление древнейшего из чтимых на Руси образов «Знамение» связано с таким историческим событием, как битва новгородцев с суздальцами. В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединённые полки русских удельных князей. Новгородцы, видя страшную силу врагов, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Архиепископ Иоанн три дня и три ночи стоял при алтаре в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. В день перед приступом святитель услышал голос, повелевший взять ему икону Божией Матери из церкви Спаса на Ильинской улице и вознести ее на городскую стену.
— Тогда, — добавил голос, — будет спасение граду.
Икону внесли на стену в том месте, где кипела битва. В этот момент одна из стрел попала в лик Богородицы. Икона обратилась к городу, и архипастырь увидел как из глаз Богородицы закапали слезы.
— О, дивное чудо, — воскликнул архипастырь. — Из сухого дерева текут слезы! Ты даешь нам знамение, Царица Небесная!
Вдруг в войске врагов произошло смятение и они начали поражать друг друга. После спасения города по заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконы «Знамение» Новгородской 27 ноября (10 декабря н.с.). Также эта икона прославилась прекращением страшного пожара в Новгороде. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
https://www.optina.ru/
http://hram-troicy.prihod.ru/
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ИАКОВ ПЕРСЯНИН
Славный подвижник Христов Иаков был родом из города Бейт-Лапата, расположенного около Суз в Персии. Происходя из знатной и богатой семьи благочестивых христиан, он был близким другом царя Варахрана V, который правил с 421 по 438 год. Правитель осыпал Иакова многочисленными милостями – и он, ослепленный благосклонностью государя, его льстивыми речами и суетными мирскими удовольствиями, отрекся от Христа и стал поклоняться тем же языческим богам, что и царь.
Узнав об этом, мать с отцом написали ему, что отныне порывают с ним всякую связь, потому что он предпочел любви ко Христу и обетованию вечного блаженства преходящую мирскую славу. Потрясенный Иаков пришел в себя, будто от опьянения. Он горько оплакал свой грех и переменил отношение к царю. Он публично исповедал свое заблуждение и стал повсюду объявлять себя учеником Спасителя, умершего ради наших прегрешений. Отныне у него было лишь одно желание – разделить с Ним смерть, дарующую жизнь и соединяющую с Богом.
Узнав об этом, царь обрушил свой гнев на былого друга. Допросив Иакова, он велел подвергнуть его жестоким пыткам. Но отвага юноши только возрастала по мере ужесточения страданий и торжествовала над бессилием царя и палачей. Тогда тиран придумал неслыханное мучение и созвал смотреть на него весь город. Связав святого, ему стали по частям отсекать члены тела: от кистей и ступней до плеч и бедер. Терзаемый страшной мукой, святой Иаков воззвал ко Христу, прося не оставить его. И Господь облек Своего слугу неземной силой, сделавшей Иакова нечувствительным к боли. Мученик был обезглавлен и удостоился не только прощения грехов, но и вечного блаженства, уготованного идущим вслед за Христом.
https://pravoslavie.ru/