Главная
Воскресенье, 05 Декабрь 2021 11:40

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Попразднство Введения. Святого благоверного князя Михаила Тверского.

5 декабря, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь отмечает память святого благоверного князя Михаила Тверского, принявшего мученическую смерть в Орде.

Всенощное бдение и праздничную Божественную литургию в Неделю 24-ю по Пятидесятнице совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 24-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

 

 

 

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ И ПРЕПОДОБНАЯ АННА КАШИНСКАЯ

Тверь… Этот город мог бы стать столицей России и полтора века спорил с Москвой, отстаивая своё первенство. Святого защитника Твери, великого князя Михаила Ярославича, первым в истории стали называть «князем всея Руси», «самодержцем». Его супруга, великая княгиня Анна, тоже святая, терпеливо переносила бесконечные беды и невзгоды ради веры и правды, ради своего народа.

Благоверный князь Михаил Ярославович ТверскойВеликий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 г., вскоре после смерти отца, святого князя Ярослава Ярославича Владимирского, Тверского. Младенец во святом крещении был назван Михаилом, в честь святого Михаила, Архистратига бесплотных сил. Мать его, святая Ксения Тверская, была второй женой князя Ярослава III. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Княгиня Ксения была любящей и заботливой матерью, летописцы отмечают огромную любовь и послушание к ней Михаила до самой ее смерти.

Воспитание благоверного князя Михаила Ярославича Тверского выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божием, почитании людей духовного звания. Мать приучила Михаила часами читать Псалтирь.

Провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя отроку Михаилу княгиня Ксения выбрала лучших и достойнейших мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона – одного из мудрейших людей своего времени, и знатных тверских бояр. Воспитание юного Михаила заключалось, прежде всего, в постоянном наставлении в доброте, бескорыстии, страхе Божием и ответственности за свой народ.

Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.

Мнение матери было очень важно для Михаила, и он с радостью женился на той невесте, которую она ему выбрала. Вскоре после свадьбы сына Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария. Умерла она в 1312 г. в Софийском монастыре, по счастью, не дожив до смерти своего горячо любимого единственного сына.

Венчание князя Михаила с шестнадцатилетней княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 г. в Преображенском соборе г. Твери. Свадьбу праздновали широко – как в Кашине, так и в Твери. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга, и триумфальные Михайловские ворота в Кремле. Летописи говорят о женитьбе князя Михаила и Анны так: «и бысть радость велия в Твери».

Но с самого начала семейной жизни уготовано было супругам немало испытаний… Свадьбу отпраздновали осенью 1294 г., а весной, на 6-й неделе по Пасхе погорел «град Тверь весь». (Никоновская летопись 1925 г.). Через три года – новая беда: в ночь на Фомину неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша,.. се же чудо бысть, како Бог заступи князя». (Полное собрание русских летописей. т.VII. Воскресенская летопись, с. 182.; т. Х Никоновская летопись, с.173.).

В тот же год была великая засуха, и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля... и бысть нужа велия и бысть мор на скот». (ПСРЛ Никоновская летопись, т. Х. с. 172.).

В 1299 г. у великой княгини родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. – сын Димитрий, в 1301 г. – Александр, в 1306 г. – Константин, а в 1309 г. – Василий. Княгиня сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил их истинно христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на богослужение.

В 1304 г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком, как с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила.

Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал в помощь себе князь Юрий. Это был, по выражению историков и летописцев, «век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой».

В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним и вся Орда приняли ислам, и эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека Кончаке. В 1317 г. муж Анны, князь Михаил, не желая ссор и разногласий в семье, уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся».

Но не таков был Юрий, чтобы уступить, ему хотелось добить родственника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. Тогда Михаил, не выдержав, вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами.

Неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на князя Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: «сына уморим, отец не явится». Решили послать в Тверь войско.

Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей.

Михаил Тверской и Анна Кашинская иконаЗная, что супруг отправляется на верную смерть, княгиня Анна все же благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...».

Слова Анны оказались пророческими… Великая княгиня провожала своего супруга до реки Нерли. На месте их расставания была поставлена часовня, которую народ назвал «святой часовней»; сюда ежегодно в праздник Вознесения Господня с незапамятных времен совершался крестный ход; в ней находилась фреска со сценой прощания князя Михаила с супругой.

После проводов Анна с младшим сыном Василием вернулась в Тверь. Старшие же сыновья Дмитрий и Александр, бояре и духовенство провожали князя до Владимира. Здесь всех их и застало страшное известие – о гневе Узбека, клевете Юрия и решении хана о том, что, если через месяц князь Михаил в Орду не явится, будут разгромлены все Тверские города. Бояре уговаривали князя не ездить в Орду, а послать еще одного из сыновей. Просили о том же и дети. Но Михаил понимал, что хану нужен он сам: «Моей головы ищет... если куда-либо уклонюсь, отечество мое будет пленено, и христиане погибнут, мне же после не миновать смерти, не лучше ли ныне положить душу свою за многие души...». Он написал завещание, распорядился о наследстве и отослал сыновей домой...

В Орде князь Михаил, после долгих пыток и истязаний, был предан страшной, мучительной казни – ему, еще живому, разрезали грудь, вырвали сердце и бросили обнаженное и истерзанное тело… Позже останки Михаила привезли не в Тверь, а в Москву.

Девять месяцев томилась Анна в полной неизвестности о судьбе мужа и сына: «Княгиня же с сыновьями не ведущи ничтоже сотворшагося, далече бо бе земля и не бе кому вести донести». (ПСРЛ, т.V. Софийская летопись, с. 215). Узнав об убийстве мужа, Анна долго умоляла Московского князя, чтобы тело супруга разрешили перевезти в Тверь и похоронить. В обмен за тело Михаила Юрий продиктовал княгине унизительнейшие условия договора.

После его подписания тело князя Михаила привезли по Волге в Тверь, где выяснилось, что в пути оно не истлело и не издавало никакого запаха, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то в санях несколько месяцев. Мощи святого Михаила Тверского 6 сентября 1320 года были положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Почитание князя как святого мученика началось вскоре после его погребения, но лишь в 1549 г. он был канонизирован.

Анна испила горькую чашу клеветы, унижений и злобы татарской, став утешительницей народа в его горести и бедах. По кончине мужа скорби ее умножились, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Однако она переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась.

Святой князь Михаил Тверской часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.

«Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и чтим святую память твою, иже за Христа кровь свою излиял еси, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего».

https://azbyka.ru/
http://www.patriarchia.ru/
https://radiovera.ru/

Просмотров: 720  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность