27 ноября Православная Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа. Апостол Филипп был один из двенадцати учеников Христа. В седальне по второй кафизме апостол назван «проповедником истины» и сравнивается со стрелой, пущенной во мрак, чтобы просветить находящихся во тьме неведения Бога.
В монастыре полиелейную службу апостолу и Божественную Литургию совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении диакона Николая Скафтымова.
28 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Паисия Величковского, а также мучеников Гурия, Самона и Авива.
28 ноября начинается Рождественский пост, который был установлен еще в первые века христианства. Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней. В уставе Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского (X век) этот пост называется «четыредесятницей святого Филиппа», а по уставу о пище он сопоставляется с апостольским Петровым постом.
Всенощное бдение и праздничную Божественную литургию в монастыре в Неделю 23-ю по Пятидесятнице совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова, иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 23-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФИЛИПП
Святой Филипп родился в галилейском городе Вифсаиде – на родине святых апостолов Петра и Андрея. Он был настолько усерден в размышлениях о законе и пророках, что презрел все мирские заботы и потому провел всю жизнь, сохранив девство.
Господь наш Иисус Христос вскоре после крещения от Иоанна Предтечи призвал Петра и Андрея следовать за Ним. На следующий день, когда Иисус собирался отправиться в Галилею, Он встретил Филиппа и сказал ему: «Иди за Мною». Филипп тотчас послушался, а затем он пошел и сказал Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 43, 45). Впоследствии Филипп следовал за Иисусом и верно служил Ему во все время проповеди Учителя. Это он во время прощальной беседы попросил: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Христос ответил с грустью: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 8–9).
После Вознесения Господа и сошествия Святого Духа на апостолов Филиппу выпало по жребию проповедовать Благую Весть в провинции Асия, то есть в западной части Малой Азии. Вместе с сестрой по плоти Мариамной и апостолом Варфоломеем он прошел всю Лидию и Мисию, возвещая Евангелие, несмотря на многочисленные испытания. Не раз святые ученики терпели от язычников побои, бичевание, заточение, но их радость и упование на Христа не ослабевали, столь велика была сила Господа, пребывавшая в них. Призыванием имени Спасителя исцелялись больные, освобождались бесноватые, и много было тех, кто просил о возрождении в купели нового рождения. Филипп крестил мужчин, а его сестра женщин.
В Иераполе святые апостолы исцелили и привели к вере жену проконсула Асии. Ее обращение вызвало ярость высокого чиновника, и он повелел схватить Филиппа и его спутников. Его проволокли по земле до главной площади города и вместе с апостолом Варфоломеем распяли вниз головой. В это время святой горячо молился такими словами: «Господи Иисусе Христе, Отец веков, Царь света! Ты умудряешь нас Своей мудростью, Ты открываешь нам глубины познания, Ты благодетельствуешь нас Своим благим Промыслом, Ты избавляешь от болезни тех, кто прибегает к Тебе. Приди, Господи, увенчай меня пред лицом народа победным венцом. Пусть враг не сможет обвинить меня пред Тобой, Истинным Судией. Одень меня в Свое светозарное одеяние и запечатлей меня Твоей славной печатью. Удостой меня встречи с Тобой на Небесах. Преобрази мое тело и уподобь его образу Твоей славы. И даруй мне отдохновение в славе Твоего блаженства, позволив мне войти туда, как Ты обещал святым Твоим, во веки веков. Аминь».
Когда святой окончил молитву, земля внезапно разверзлась и поглотила множество язычников, их жрецов и самого проконсула.
Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископом Иераполя Стахия, которого апостол Филипп исцелил от слепоты.
После достойного погребения тела святого Филиппа Варфоломей и Мариамна продолжили проповедовать: один – в Индии, другая – в Ликаонии. После этого Мариамна отправилась на Иордан, где отошла ко Господу, согласно предсказанию апостола Филиппа.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи.
Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
https://pravoslavie.ru/