17 октября, в неделю 17-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+1576) при строительстве святителем Ермогеном новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре города Казани в 1595 году.
Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова и иерея Сергия Постнова. По окончании Литургии было совершено славление священномученикам.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 17-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.
ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЕЙ КАЗАНСКИХ ГУРИЯ И ВАРСОНОФИЯ
426 лет назад митрополит Казанский Ермоген получил известие от строителей нового Преображенского собора: при копании рвов для фундамента открылись захоронения архиепископа Гурия и епископа Варсонофия. Гробы не разрушены, хотя по кончине Гурия прошло более 30 лет, а по кончине Варсонофия – почти 20.
Митрополит Ермоген прибыл в монастырь и после Литургии и панихиды повелел вскрыть гробы и освидетельствовал мощи архипастырей, о богоугодной жизни которых знал лично и хранил самые благоговейные воспоминания.
Гроб архиепископа Гурия был полон благоуханного мира, похожего на чистую воду, при этом мощи святого плавали в этой жидкости сверху. Тление коснулось лишь части губ святителя, остальное тело было цело.
У святителя Варсонофия тление коснулось мягких тканей ног, но кости и суставы ног были крепки, а остальное тело так же сохранилось цело. У обоих архипастырей замечательно, «крепчае новых» сохранились облачения.
Множество величайших в нашей истории святых приняло участие в жизни и прославлении этих святителей, далеко не таких известных и прославленных. Начать постройку храма, при которой были обретены мощи, повелел царь Федор Иоаннович, мощи обрел священномученик Ермоген. Он же составил и первое житие. Канонизировал их святитель Иов, Патриарх Московский. Рукополагали во архиереев святителя Гурия святитель Макарий, а святителя Варсонофия – святитель Филипп. Службу им составил святитель Димитрий Ростовский. Ближайшим учеником и приемником святителя Гурия на Казанской кафедре был святитель Герман, принявший, по всей видимости, мученическую кончину при Иване Грозном.
Какой же путь прошли святители Гурий и Варсонофий, какой подвиг привел их в Церковь торжествующую?
У обоих святителей при начале жизненного пути есть нечто общее: оба потерпели большие скорби и от них еще в юности познали суетность мира.
Святитель Гурий
Святитель Гурий (в миру Григорий), первый архиепископ Казанский, родился в семье бедных дворян Руготиных в городке Радонеже. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм, молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова.
Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась.
Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского, славившуюся строгой иноческой жизнью. Он был принят в число братии и пострижен в иноки с именем Гурий. В 1542 г. святитель Гурий был избран игуменом обители и пробыл им девять лет.
Впрочем, заключение не прошло даром для его здоровья – через 9 лет игуменства Гурий, как назвали его в постриге, ушёл на покой. Но через пару лет его опять призвали на игуменство, а затем поставили архиепископом новооткрытой Казанской епархии.
Святитель Варсонофий
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский (в миру Иоанн), родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.
В 1512 г. татары, под предводительством сыновей Менглигирея, напали на Серпухов. В свои 17 лет Иоаннн, как звали его до пострига, попал в плен во время одного из татарских набегов и пробыл в нем три года. Он быстро смирился со своим несчастьем, восприняв его как волю Божию, и все три года проводил подвижническую жизнь – трудился на своих хозяев не на страх, а на совесть, учился всему полезному – в частности, изучил язык татар и письменность, а все свободные силы души обращал на молитву.
Постепенно он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына из плена.
Блаженный Иоанн возвратился домой. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. Здесь же произошла его встреча с другим святым – святителем Акакием Тверским, который предсказал монаху Варсонофию, что тот станет его преемником на Тверской кафедре.
В то время ничего не предвещало исполнение этого предсказания. В какой-то момент Варсонофия повысили – поставили игуменом Пешношского монастыря, но потом отправили с архиепископом Гурием в Казань. По тем временам максимально далеко от Твери.
Упокоение в Казани
Любая новооткрытая епархия – это и утешение, и крест. Утешение – ибо на пустом месте любой труд нужен, любое усилие верно. Крест – ибо трудов и усилий этих на пустом месте потребно безмерное количество.
В епархии, возникшей на развалинах Казани, оказались к месту хозяйственные таланты архиепископа Гурия и знания татарской культуры архимандрита Варсонофия. Потребен был и их личный, глубоко трагический опыт отречения от всего земного, их смягченное страданием сердце и их опыт утешения во Христе...
Но непосильные труды в течение нескольких лет уложили на одр болезни и без того не слишком здорового святителя Гурия. Еще три года он и с этого одра служил Казанской пастве силой своего духа и знания. Но когда силы телесные окончательно иссякли, соратник Гурия архимандрит Варсонофий постриг святителя в великую схиму и через три дня проводил его многотрудную душу в лучший мир.
Самого Варсонофия через 4 года назначили на Тверскую кафедру. Он потрудился там три года, сильно сдал здоровьем и попросился на покой. В дальнюю даль – свой бывший Преображенский Казанский монастырь. Скипелся, сросся сердцем со своей Казанской паствою. Среди нее и упокоился, быв погребен рядом со своим наставником и учителем Гурием.
А через 19 лет будущий священномученик Ермоген получил известие от строителей Преображенского храма: отрыли, де, владыко, захоронение святителей, и гробы их не разрушены...
По материалам статьи инокини Натальи (Каверзневой)
«И гробы их не разрушились.
Памяти святителей Казанских Гурия и Варсонофия»
https://pravoslavie.ru/
http://www.patriarchia.ru/