11 октября по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднуется День обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы. 11 октября 1918 года тела великой княгини, настоятельницы Марфо-Мариинской обители Елисаветы Феодоровны, её келейницы Варвары Яковлевой и пятерых князей из дома Романовых, заживо погребенных большевиками, были извлечены из шахты под городом Алапаевском. В нашем монастыре есть икона преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицами мощей этой святой.
Также сегодня Православная Церковь чтит память схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Среди сонма святых земли Русской особенно тихим и кротким светом сияют из глубины веков образы святых родителей преподобного Сергия Радонежского, вот уже шесть столетий глубоко почитаемых русским народом, преподобных Кирилла и Марии. Яркий пример христианского благочестия, целомудренного супружества, воспитания детей в вере и благонравии доныне являют они нам своим богоугодным житием.
Божественную Литургию в монастыре совершил иерей Сергий Постнов в сослужении диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИСАВЕТА ФЕДОРОВНА: ЖИЗНЬ, УВЕНЧАННАЯ АНГЕЛЬСКИМ ПЕНИЕМ
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III.
Путь ее христианского крестоношения начался с момента посещения княгиней Святой Земли. Побывав в месте, где разворачивались события евангельской истории, она твердо решила оставить лютеранскую веру, перейдя в православие. На тот момент такое решение расценивалось как отречение от многовековой семейной традиции, но Елизавета Федоровна осталась непреклонна.
13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
Смерть супруга привела скорбящую вдову к кардинальной перемене образа жизни. Протопресвитер Михаил Польский так вспоминал об этом этапе жизни святой: «Пережитый ужас оставил в ее душе глубокую рану, которая зажила лишь тогда, когда она устремила свои глаза на созерцание того, что не от мира сего».
Последовав заповеди Христа, она разделила свое имущество между ближайшими родственниками, часть вернула в казну, а на большую часть оставшихся денег приобрела усадьбу в центре Москвы, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там же, в 1909-м году она принимает монашеский постриг. В письмах Елизавета Федоровна раскрывает душевные переживания, сподвигшие ее на отречение от мира. «Я приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним», – пишет княгиня. В этих глубоких словах – ключ к пониманию полноты настоящего монашеского подвига.
Монастырская деятельность княгини Елизаветы была многогранной. Она создала при обители лучшую в городе хирургическую больницу и библиотеку для просвещения бедняков, открыла школу для неблагополучных подростков. Когда страна переживала Русско-японскую войну, княгиня открыла под Новороссийском госпиталь для раненных солдат.
В апреле 1918-го года, на третий день после Пасхи в монастырь ворвались вооруженные люди, желая совершить арест святой основательницы обители. Вместе с великой княгиней были арестованы две сестры – Варвара и Екатерина. Как и царственные страстотерпцы, монахини были вывезены в Екатеринбург, а затем направлены вместе с другими заключенными в Алапаевск для вынесения окончательного приговора.
18 июля 1918 года арестантов разбудили среди ночи, посадили на повозки и отвезли в деревню Синячиху, где располагалась заброшенная шахта. Началась жестокая расправа. Избивая заключенных прикладами, с дикими криками палачи начали сбрасывать мучеников на дно глубокого рудника. Последними словами святой, сказанными перед падением в пропасть, стала фраза Спасителя, произнесенная Им при восхождении на Голгофу: «Господи, прости им, не знают, что творят!». Она продолжала молиться за своих убийц, вверяя себя в руки Божии.
После столкновения княгини в шахту, она выжила, упав на каменный выступ. Рядом с ней лежали еще несколько человек. И даже здесь, на пороге смерти, Елизавета Федоровна не прекращала выполнять данный ею обет служения людям. Сняв монашеский апостольник, она разорвала его на полоски и перевязала рану на голове у князя Иоанна Константиновича и продолжала оказывать посильную помощь другим выжившим.
Обезумевшие чекисты, окончив сбрасывать узников в яму, решили завершить кровавую расправу, начав бросать в шахту гранаты. После оглушительных взрывов, мучители забросали яму хворостом и подожгли его. Но из пылающего пламени вдруг раздались звуки молитвенных песнопений. Убийцы пришли в ужас, а некоторые из них вовсе лишились рассудка, став свидетелями того, как Господь чудесным образом сохранял жизни мучеников. Три дня святая княгиня с другими страдальцами провела в шахте без пищи и света, помогая раненым и пребывая в непрестанной молитве. Обессиленная, в заброшенной шахте она обрела вечное упокоение. Ее бессмертная душа, вырвавшись из тела и преодолев каменную преграду, воспарила в Небесную Обитель.
11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников великой княгини Елисаветы Феодоровны, её келейницы Варвары Яковлевой и пятерых князей из дома Романовых были извлечены из шахты под Алапаевском. Мощи Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары оказались нетленными. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
В Свято-Троицком соборе в Алапаевске над мучениками был совершён обряд отпевания. Извлеченные тела неизвестный монах в наскоро сколоченных гробах через всю охваченную гражданской войной Сибирь повез сначала в Пекин, а затем в Харбин.
В ноябре 1920 года останки Елисаветы Феодоровны и ее келейницы Варвары по настоянию сестры Великой княгини принцессы Виктории через Шанхай и Порт-Саид были перевезены в Иерусалим. Здесь в так называемой Русской Гефсимании они обрели свой вечный покой: в склепе церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины стоят два гроба. В одном – нетленные мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, в другом – ее верной келейницы Варвары, которая отказалась покинуть свою игумению, чтобы спасти жизнь. Исполнилось желание княгини покоиться на Святой Земле. В ногах Великой княгини поместили шкатулку, которая всегда была с преподобномученицей.
С 2004 года в Свято-Троицком соборе Алапаевска хранятся частицы мощей святой Елисаветы и святой Варвары. Они были принесены в дар Свято-Троицкому собору города Алапаевска главой Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром.
Николай Волошин «Преподобномученица Елисавета Федоровна:
жизнь, увенчанная ангельским пением»
https://pravoslavie.ru/
Православный интернет-журнал «Прихожанин»
https://stsl.ru
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ, РАДОНЕЖСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы — Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской — преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей — благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне – матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех – Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Со временем семейство обеднело из-за частых хождений преподобного Кирилла «с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Около 1328 г. обедневшие Кирилл и Мария со сродниками, со всем домом своим, переселились из Ростова в Радонеж. «И, пришедши туда, поселился [Кирилл с семейством] около церкви, названной в честь святого Рождества Христова».
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».
Чудесный же юноша Варфоломей с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца.
Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих». После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.
Летопись Хотько́вского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
Общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
https://azbyka.ru/
https://hramsergiy74.ru