Праздник Крестовоздвижения первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня (в 326 году) равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (в 620-е годы).
«Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас» (Стихира праздника, глас 6).
27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, богослужение в монастыре совершил иерей Дионисий Ермолов в сослужении диакона Николая Скафтымова. По окончании Божественной Литургии было освящено праздничное коливо и совершено славление.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в престольный праздник совершил иерей Александр Мурылев.
О ВОЗДВИЖЕНИИ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братия и сестры! Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. История древа Креста восходит ко временам древних патриархов. Святой праотец Лот, племянник великого угодника Божия Авраама, находясь долгое время в стране Содомской, развращенной и проклятой Богом, жил непорочно и свято. Но, оказавшись со своим семейством в уединении, в пустыне, на горе Сигор, он впал в страшный грех и, принося покаяние в своем преступлении, умолял святого Авраама, дабы тот испросил для него прощение от Бога.
Авраам дал Лоту три сухих ветви – от сосны, кедра и кипариса – и сказал: «Посади их рядом и поливай каждый день водой из Кедронского потока. Если эти ветви расцветут, то значит Господь простил тебя».
Лот так и поступил.
Каждый день он шел к Кедронскому потоку, набирал воду в глиняный сосуд, в кувшин с широким горлом, и нес его в гору. Путь преграждали колючие кусты, и поэтому тело его было изранено шипами и иглами.
Но вот как-то повстречался ему в этом безлюдном месте незнакомец. Он спросил у Лота: «Не дашь ли ты мне напиться воды?» Лот ответил: «Я имею заповеди от своих родителей: принять странника, напоить жаждущего и накормить голодного; пей, брат мой». Тот взял кувшин и выпил. Когда Лот пришел на место, где посадил три ветви, то увидел, что кувшин пуст. Незнакомец одним глотком осушил огромный сосуд.
Через некоторое время он вторично повстречался Лоту и снова попросил: «Дай мне напиться». Колебался Лот, как ему поступить, но не мог нарушить заповедь – напои жаждущего – и снова дал ему испить воды. И опять кувшин оказался пустым. И он полил ветви лишь своими слезами. А потом отправился к Аврааму, рассказал ему о странном незнакомце. Авраам выслушал, и сложив две ветви крест-накрест, сказал: «Покрой этим свой кувшин, а когда встретится тебе тот незнакомец, скажи: “возьми и пей”, и посмотрим, что будет».
Так и сделал Лот. Незнакомец снова взял кувшин, но когда открыл его, то, увидев крест, с криком исчез.
Авраам сказал впоследствии Лоту: «Это был демон. Помни, чего боится темный дух».
...А через три года ветви зацвели и чудесным образом соединились в одно дерево, вызывавшее удивление у всех, кто видел его. Говорят, что сам царь Соломон сказал о нем: «Благословенно древо, через которое спасутся народы».
Когда создавали Иерусалимский храм, то ствол этого дерева решили употребить для постройки. Дерево срубили, но то ли уже работы закончились, то ли строители не знали, как использовать его, только оно оказалось брошенным около стен храма. А затем – превращено в маленький мостик, перекинутый через ручей, протекавший неподалеку.
Так в течение столетий по нему проходили люди. Оно попиралось ногами тысяч и тысяч людей и было покрыто слоем вековой пыли и грязи. Когда Иисуса Христа отдали на распятие, то Его враги решили в издевку над Ним сделать крест из этого дерева. И Господь нес Крест, как бы знаменуя, что Он взял на Свои рамена нашу духовную грязь и стер ее.
После распятия Иисуса Христа, Его Крест вместе с крестами разбойников был закопан в глубоком рве. С той поры преступников на Голгофе не казнили, и враги Христа, чтобы осквернить это место, забрасывали холм мусором и нечистотами. Однако это не помешало Голгофе стать величайшей святыней и местом паломничества уже для первых христиан.
Во втором веке некий лжемессия, по имени Варкохба, поднял восстание против Рима. Он решил предать смерти всех живших в Иудее христиан, которые, конечно, не принимали его как спасителя и мессию. И они вынуждены были, спасаясь, покинуть родину. Так место, где хранился Крест Господень, оказалось забыто.
И только после воцарения святого равноапостольного Константина Великого начались его поиски. Император послал в Палестину свою мать, святую Елену. Ей сказали, что один престарелый иудей – Иуда, знает, где хранится Крест. Вначале он не хотел указать это место, но затем, будучи принуждаем, открыл его. Во рву оказалось три креста: Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Кресты поочередно возлагали на тело усопшего, которого проносили в это время мимо Голгофы. И когда к покойному прикоснулся Крест Спасителя, он тотчас восстал, ожил. Также от прикосновения ко Кресту совершалось и множество иных чудес…
Тогда же, при царе Константине, в Иерусалиме был построен огромный великолепный храм Воскресения Христова на месте Голгофы и погребения Спасителя. Часть Голгофского холма была снесена, и та пещера, где лежало тело Иисуса Христа, оказалась внутри храма. Над ней (уже в самом храме) устроили небольшую часовню, престолом которой послужило ложе, принявшее когда-то бездыханное тело Спасителя. То место, где стоял Крест, очерчено и на нем написаны слова: «Приидите, поклонимся подножию ног Его!»…
Братия и сестры! Поздравляю вас с сегодняшним праздником – Воздвижением Животворящего Креста Господня – и желаю вам с терпением и любовью нести свой крест, крест своей жизни, крест искупления, взирая мысленными очами на распятого за нас Христа Спасителя. Аминь.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
из книги "Путь христианина"
https://eparhia-saratov.ru/