18 июля Святая Церковь празднует память великого своего светильника, молитвенника и заступника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, наречённого ею игуменом всея Руси. В этот день 593 года назад были обретены честные мощи святого, великая похвала и главная драгоценность основанной им обители.
Также сегодня отмечается день памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Прошло 103 года с момента её мученической гибели, но она и поныне оказывает влияние на судьбы людей, вдохновляя их на благие дела.
В монастыре совершалась воскресная служба в соединении с бденной службой преподобного Сергия Радонежского и полиелейной службой преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
Всенощное бдение и Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении диакона Николая Скафтымова. 18 июля после праздничной Божественной Литургии было совершено славление игумену Земли Русской, преподобному Сергию Радонежскому и преподобномученице великой книгине Елисавете.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную Литургию в Неделю 4-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылев. Песнопения исполнил любительский хор прихода.
ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Мощи преподобного Сергия были обретены 5 июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины, при преподобном игумене Никоне Радонежском.
В то время Русь часто претерпевала тяготы в связи с нашествием татарских орд. В 1408-м году был нанесен очередной сокрушительный удар по строениям Троицкой обители преподобного: они были опустошены и сожжены.
Перед началом строительства нового храма во имя Пресвятой Троицы мирянину явился в видении преподобный Сергий Радонежский и велел передать братии и игумену Никону следующие слова:
«Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» (Минея. Июль. М., 2002. С. 306.)
И вот когда приступили к копанию рвов у Троицкого собора, у одной из стен обнаружили гроб преподобного Сергия, стоявший полностью погружённым в воду. Когда достали этот гроб и открыли его крышку, то увидели мощи преподобного Сергия Радонежского, несколько десятилетий сохранявшиеся в нетлении. Все стоявшие и лицезревшие данное событие были поражены тем фактом, что не только тело, но и одежда были невредимы, несмотря на большое количество воды вокруг гроба.
В 1426-м году мощи преподобного были торжественно перенесены в храм Пресвятой Троицы, где и пребывают доныне.
Собор этот строился возле кельи преподобного Сергия, в которой он сподобился видеть Пречистую Богородицу с двумя апостолами ― Иоанном Богословом и Петром. Именно в этой келье он увидел видение чудесных небесных сияющих птиц, множество которых слетелось к порогу его кельи. И голос был с небесе:
«Подобно множеству этих птиц умножится число учеников твоих».
И по сегодняшний день из стен Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры разлетаются во все стороны пастыри Церкви Христовой, привнося с собой на приходы идеалы Святой Руси, впитанные нравственные и духовные стремления преподобного Сергия. И житие преподобного Сергия, и слава его распространяются по всей земле Русской.
ОНА ШЛА ЗА ХРИСТОМ
“Господи, прости им, не знают, что делают!” – была последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее.
Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий – “за Бога” или “против Бога”.
И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию “даже до смерти”, ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.
Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением. Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.
Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей.
Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге – умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.
В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля – обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени “Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям,– пишет она,– которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет”. “Полностью разрушена “Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная”.
И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: “Святая Россия” и Православная Церковь, которую “врата ада не одолеют”,– существует, и существует более , чем когда бы то ни было”. Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.
“Я ... уверена, – продолжает Великая княгиня, – что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит”. Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие – голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.
Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут!
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Из "Слова в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских"
https://pravoslavie.ru