Собор Дивеевских святых празднуется на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители Матушки Александры (Мельгуновой). Празднование это установлено по благословению Святейшего патриарха Алексия II с 2008 года. В число почитаемых в этот день угодников Божиих, подвизавшихся в Дивеево, входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников, игумений и инокинь.
Самыми известными из них являются основательница монастыря матушка Александра (Мельгунова), а также блаженная Параскева Дивеевская, которая провела около 30 лет в пещерах неподалеку от Дивеева, неся подвиг юродства, и лишь последние годы жизни нашла пристанище в монастыре. Кроме того, в числе Собора поминаются преподобный Серафим Саровский, бывший духовным руководителем обители и священномученик Серафим Чичагов, ставший инициатором канонизации этого великого святого, а также составивший летопись Дивеевского монастыря.
«Ликует ныне земля Российская в прославлении новых мученик своих, ихже обитель Дивеевская изведе, иже верою, терпением и кротостию первым христианом уподобилися суть и ныне молятся о спасении душ наших»...
В нашем монастыре имеется мощевик с частицами мощей дивеевских святых:
- преподобной Елены
- преподобной Марфы
- преподобной Александры
- блаженной Параскевы
- блаженной Пелагии
- блаженной Марии
- преподобноисповедницы Матроны.
Доставлена эта святыня – благословение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря к нам в обитель в 2012 году. Находится в храме Божией Матери «Одигитрия» и доступна для поклонения верующим.
Божественную Литургию в нашем монастыре совершил иерей Александр Мурылёв. По окончании Литургии было совершено славление.
ИСТОРИЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Серафимо-Дивеевский монастырь является одной из самых известных женских обителей в России. Он был основан во второй половине XVIII века и прославился многими великими святыми, изначально именовался «четвертым уделом Пресвятой Богородицы», что указывало на особое покровительство, оказываемое Божией Матерью инокиням обители. История возникновения монастыря связана с именем помещицы Агафьи Мельгуновой, которая достаточно рано овдовела и решила посвятить всю свою жизнь служению Богу.
Приняв постриг в одном из Киевских монастырей с именем Александра, она провела там некоторое время под руководством опытных старцев и достигла большого духовного возрастания, так что однажды сподобилась видения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная повелела инокине отправиться на север России, к Саровскому монастырю. По благословению духовника матушка Александра отправилась в указанное ей место и, неподалеку от Саровской обители, снова была удостоена указания от Божией Матери, где нужно основать женскую общину. На свои средства игуменья приступила к возведению каменного храма, посвященного Казанской иконе Пресвятой Богородицы. С самого начала Дивеевская обитель находилась под особым духовным попечением Саровского монастыря. Так, в женской Дивеевской общине использовался тот же строгий устав, что и в соседнем с ним мужском монастыре.
Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.
Святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.
В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.
В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.
В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц, поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.
Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).
Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне.
Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году.
Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала. В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.
Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.
Батюшка Серафим говорил: «Придет время – и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. В проповеди на литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».
Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение Креста Господня многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.
Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохраняла часть дивеевских святынь и главную святыню − икону Божией Матери «Умиление», принадлежавшую преподобному Серафиму. Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.
Возрождение церковной жизни в селе Дивеево началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.
21 июля 1991 года было опубликовано в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
https://diveevo-monastyr.ru/
https://foma.ru/
http://uteshenie.cerkov.ru/