25 июня отмечается перенесение мощей и второе прославление святой благоверной княгини Анны Кашинской. Святая благоверная Анна Кашинская перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, святая княгиня удостоилась общецерковного почитания.
«Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом»...
Великая княгиня Анна Кашинская является небесной покровительницей нашего монастыря. В честь нее освящен второй придел в Алексиевском храме, где находится икона с частицей мощей благоверной княгини.
Накануне престольного праздника было совершено всенощное бдение, на котором пелся акафист святой благоверной княгине Анне Кашинской. 25 июня старший священник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Александра Мурылева и диакона Николая Скафтымова совершил праздничную Божественную литургию.
По окончании богослужения было освящено коливо и совершено славление благоверной великой княгине Анне Кашинской. После праздничной трапезы Матушка Игумения Феодосия поздравила именинниц, вручила учащимся воскресной школы монастыря, которые посещают летнюю площадку, памятные подарки.
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ АННА КАШИНСКАЯ
Благоверная Анна Кашинская, святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня её святость сияет нам из глубины веков. Происходила Анна из рода ростовских князей. Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, исследователи называют годом её появления на свет промежуток между 1278–1279 годами. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней.
После смерти отца Анна вышла замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. "В женском естестве мужескую крепость имела еси..." – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь в городе Кашине. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой.
21 июля 1649 года после литургии в Успенском храме мощи Анны были вскрыты в присутствии архиепископа Тверского Ионы, а также архимандрита Сильвестра и игумена Иоанна. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте. Вскоре Архиерейский собор постановил открыть мощи княгини для поклонения (к тому времени у ее мощей было засвидетельствовано с 1611 года 41 чудо исцеления больных), а святой начали писать иконы, были составлены богослужебные тексты.
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожала мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю...