Главная
Среда, 02 Июнь 2021 17:37

Престольный праздник обители. Обретение мощей святителя Алексия

2 июня наша обитель отмечает престольный праздник - обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Божественную литургию в этот день в монастыре совершил Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления иеромонах Серафим (Баранов), благочинный монастырей Саратовской епархии иеромонах Никандр (Пилишин); старший священник, духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе); секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Центрального округа иерей Александр Чеботарев; благочинный Саратовского Северо-Восточного округа иерей Александр Бородовицын; настоятель храма в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» г. Саратова иерей Алексий Булеков; клирик Покровского собора г. Саратова иеромонах Даниил (Дурягин); клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова, директор Архиерейского мужского хора диакон Иоанн Козлов; клирик храма Священномученика Космы Саратовского г. Саратова диакон Виктор Попов; клирик монастыря диакон Николай Скафтымов.

За усердное служение Святой Христовой Церкви диакон Виктор Попов был удостоен права ношения двойного ораря.

За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротонию во иерея благочинного Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова диакона Кирилла Андриенко и хиротонию во диакона руководителя Административного секретариата и службы протокола Саратовской епархии чтеца Сергия Феофанова.

Во внимание к трудам на благо Саратовской митрополии владыка вручил игумену Пимену (Хеладзе), иеромонаху Даниилу (Дурягину), игумении Феодосии (Бессоновой), игумении Макарии (Семеновой), игумении Сергии (Плахотник) юбилейный знак «10 лет Саратовской митрополии Русской Православной Церкви».

В своем слове владыка напомнил собравшимся об истории обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, о жизни этого удивительного святого и добавил: «Нужно помнить, что всякий человек, живя на земле, может стать святым. Святитель Алексий родился обычным ребенком, но потом, возрастая, стал ревностным служителем Божиим. Любой из нас, имея усердие и желание, имея смирение и скромность, может достигать добродетелей, которые будут нас приближать к нашему Создателю. Святитель Алексий принимал большое участие в управлении государством, помогал русским князьям в деле объединения русских земель в тяжелый для Отечества период татаро-монгольского нашествия, и Русь тогда устояла. Сейчас тоже время непростое, поэтому давайте молиться не только за себя, но и за наше Отечество и наш народ, и тогда Господь Своей милостью не оставит всех нас».

После Литургии было совершено славление, провозглашено многолетие, освящено коливо.

 

Фотогалерея

Смотреть запись богослужения на видео-канале монастыря

 

 

 

СЛОВО В ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЦА

"Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное,
честныя мощи твоя обретошася чудоточащыя, всеблаженне отче святителю Алексие:
от нихже врачевство приемлюще обогащаемся."
Тропарь на обретение мощей святителя Алексия Московского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Сегодня Святая Православная Церковь празднует память обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, — верного служителя Христова, защитника Православия, доброго пастыря, ревностного делателя на ниве церковной.

свт. Алексий МосковскийБудущий святитель Алексий, нареченный во святом Крещении Елевферием, происходил из знатного боярского рода. Родители его, Феодор и Мария Бяконты, были боярами Черниговского княжества. Святой Алексий родился около 1300 года в Москве, куда боярин Феодор Бяконт переселился из Чернигова оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от татар. Под защитой же святого благоверного князя Московского Даниила Александровича нашел он мирную и спокойную жизнь, заняв одно из первых мест при княжеском дворе. Князь Даниил очень ценил мудрого боярина, заботящегося не столько о собственной выгоде, сколько об интересах народа и государства; немаловажным знаком княжеского благоволения стал и тот факт, что восприемником родившегося в Москве сына Бяконтов стал сын и наследник самого Даниила Александровича — князь Иоанн Даниилович (впоследствии великий князь Московский Иоанн Калита (1288–1340)).

Таким образом, с самых ранних лет перед юным Елевферием открывались поистине великолепные перспективы. Знатность, богатство и общественное положение его отца, прекрасное образование, которое Феодор Бяконт старался дать всем своим детям, собственные недюжинные таланты — а мальчик рос не по годам разумным, прилежно и с интересом учился — все это давало Елевферию все возможности для того, чтобы блестяще преуспеть на светском поприще. Он мог бы в будущем стать таким же видным и влиятельным государственным деятелем, как его отец, прожить жизнь в довольстве и достатке, радуясь не только многочисленным успехам по службе, но и спокойной, мирной жизни у домашнего очага, в окружении семьи…

Несомненно, такой же благополучной судьбы всей душой желали для Елевферия и его родители. Но у каждого человека свой собственный путь ко спасению — и Господь указал юному Елевферию Бяконту другую дорогу. Мальчик с ранних лет проникся горячей и искренней любовью к Богу, часто бывал на церковных богослужениях, учился молиться. Постепенно в душе его зародилось и крепло желание полностью, без остатка посвятить свою жизнь Господу — и в возрасте пятнадцати лет (что по тем временам считалось совершеннолетием) Елеферий сообщил родителям о своем твердом намерении стать монахом...

Елевферий пришел в Богоявленский монастырь в Москве и был принят в число послушников наряду с прочими. Игуменом в Богоявленском монастыре был тогда преподобный Стефан, старший брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он и постриг Елевферия в монахи с именем Алексий, после того как юноша успешно прошел надлежащий период искуса. Молодому иноку шел тогда двадцатый год от рождения. После же пострига… Нет, монах Алексий не стал продвигаться вверх по «карьерной» лестнице. Мы не находим даже никаких упоминаний о его рукоположении в священный сан. Бывший молодой боярин, а теперь смиренный инок вел такую же жизнь, как и все остальные насельники монастыря: неустанно трудился вместе с братией на различных монастырских послушаниях, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах. И так продолжалось не год, не два, даже не десять — а целых сорок долгих лет! Все, что мы знаем о жизни смиренного монаха Алексия в этот период, — что он «всяко благоизволение иноческаго жития исправле и всяко Писание Ветхаго и Новаго закона проиде». Ибо и в монастыре Алексий не оставлял своих ученых занятий, прилежно изучая Священное Писание и творения святых отцов Православной Церкви.

Однако Господу было угодно, чтобы светоч духовный не был скрыт под спудом от народа христианского, по евангельскому слову: Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме; так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 15–16).

Многие, знавшие монаха Алексия, дивились его ревности по Богу, высоте его духа, мудрости и иноческим добродетелям. За эту богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; и потому, когда престарелый митрополит Московский святитель Феогност пожелал найти себе достойного помощника в нелегких первосвятительских трудах, великий князь Московский Симеон Иоаннович (правил 1340–1353), сын Иоанна Калиты, с уверенностью указал святителю на крестника своего покойного отца. Неизвестно, желал ли сам монах Алексий оставлять свою тихую келью и приниматься за многотрудные обязанности управления церковного. Но он был истинным монахом, пребывавшим в полном послушании у своего епископа, и потому безропотно покинул Богоявленский монастырь, в котором провел столько лет, и переселился на митрополичье подворье, где был назначен наместником митрополита Московского. Так на смиренном монахе Алексии, никогда не стремившемся к должностям и почестям, сбылись евангельские слова: Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).

В монахе Алексии святитель Феогност действительно обрел неоценимого помощника и истинного духовного сына. Старец-святитель не только пользовался помощью своего наместника, но и наставлял его в духовной жизни и различных науках; вероятно, именно под его руководством Алексий изучил родной для Феогноста греческий язык. Святитель Феогност желал иметь Алексия своим преемником на Московской кафедре и еще при жизни благословил своего помощника стать «в свое место Митрополитом».

Когда в 1353 году митрополит Феогност преставился, великий князь Московский Иоанн Иоаннович (1326–1359), принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополиты святого Алексия и послал его на посвящение в Константинополь. Патриарх Филофей поставил святого Алексия Митрополитом Киевским и всея Руси — в те времена Киевская митрополия еще оставалась формально главной в Русской Церкви, хотя на деле местопребыванием митрополитов Киевских была Москва. По возвращении из Константинополя святитель Алексий принял на себя управление Церковью Русской. При этом он не начал кичиться своим высоким положением и не оставил монашеских трудов и стал подвизаться еще усерднее, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример своей пастве словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Слава о святителе Алексии распространилась не только среди христиан, но даже и среди не знавших Христа иноверцев-магометан. Так, в 1357 году вдова татарского хана Узбека и мать его сына, хана Джанибека, влиятельнейшая ханша Тайдула тяжело заболела, почти лишившись зрения; слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, она уговорила своего сына послать к великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу просьбу — прислать к ней этого человека Божия.

Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел сердцем, считая это делом выше своих сил: ведь он, по смирению своему, не считал себя достойным испрашивать у Господа чуда. Однако он понимал, что, если не выполнить просьбу хана, это может обернуться бедой для русской земли, которая тогда платила дань татарам; и потому святитель, возложив все упование свое на Господа, как привык делать всю свою жизнь, все-таки отправился к хану Джанибеку.

Прибыв в ставку Джанибека, святитель Алексий был с почетом встречен самим ханом и препровожден в покои вдовствующей ханши. После продолжительной молитвы святителя Тайдула прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись этому дивному и славному чуду. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром. Так было прославлено имя Господне среди неверных, а Русская земля избавлена от бедствий. На средства же, полученные от хана, святитель Алексий основал в Московском Кремле Чудов монастырь (к несчастью, разрушенный в 1929–1932 годы безбожной советской власти).

Возвратившись из Орды, святитель Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер в 1357 году, и на ордынский престол вступил его жестокий и кровожадный сын Бердибек (правил 1357–1359). Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе великого князя Иоанна, святитель Алексий отправился в Орду к Бердибеку. Конечно, святитель понимал, что рискует жизнью, — не раз уже случалось не только духовным лицам, но и князьям не возвращаться из Орды… Но этот пастырь добрый не думал о себе — он беспокоился лишь о своей пастве, готовый, подобно Господу своему, положить душу свою за овец (Ин. 10, 15). И Господь не оставил Своего верного служителя: разумной беседой Алексий укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святитель возвратился в Москву.

Когда скончался великий князь Иоанн, на плечи святителя пала опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем. Он был душой советов и дел князя Димитрия; когда же пришло время Димитрию Иоанновичу на деле занять великокняжеский престол, святитель Алексий с радостью благословил питомца своего чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского.

Не все князья, однако, желали признавать власть Москвы; и святителю Алексию пришлось немало потрудиться, дабы примирить строптивых властителей Русской земли и восстановить мир в родной стране. Мудрый святитель старался объединить все русские княжества в единый союз, который в будущем мог бы противостоять Орде и добиться независимости, — и это ему удалось. Можно с полным правом сказать, что именно святитель Московский Алексий, хотя и не призывавший никогда к «восстанию», «революции», стоял у истоков борьбы против татарского ига, переломным событием которой должна была стать битва на поле Куликовом в 1380 году, принесшая воспитаннику святителя, святому благоверному князю Димитрию, славу освободителя земли Русской и прозвище Донской.

Однако сам святитель не успел при земной жизни увидеть эту победу своего духовного сына. 12 февраля 1378 года, предузнав о своем скором отшествии к Господу, святитель совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. Затем, пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою праведную душу, будучи восьмидесяти пяти лет от роду, из которых двадцать четыре года он занимал первосвятительский престол. Тело его было с подобающею честью погребено в построенном им храме во имя Архистратига Михаила, в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы.

И вновь, как некогда во дни земной жизни Московского святителя, Господь не пожелал, чтобы честные мощи Его угодника пребывали скрытыми от всех под спудом. После того как прошло около 60 лет со дня кончины святителя Алексия, в правление великого князя Василия Васильевича, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог открыл христианам это бесценное сокровище. Так как первый храм, построенный самим святителем Алексием во имя Архистратига Михаила, был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась прямо во время совершения Божественной литургии (по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми). Тогда великий князь повелел построить новый, каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия совершенно неповрежденными тлением. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. Мощи святителя перенесли в новый каменный храм; тогда же митрополит Московский Алексий был торжественно прославлен в лике святых.

Впоследствии, при великом князе Московском Иоанне III Васильевиче, был выстроен особый храм в честь святителя Алексия Московского, и мощи его были перенесены туда. Рака с мощами святого пребывала в этом храме около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм за это время обветшал, то в 1683 году, по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексеевича, был построен новый обширный храм, куда руками самих царей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, в сопровождении Святейшего Всероссийского Патриарха Иоакима, епископов, всего духовенства и множества народа, мощи великого святителя Алексия были торжественно перенесены 20 мая 1686 года.

Ныне мощи Московского святителя покоятся в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. По молитвам святителя, как и в старину, совершается множество чудес.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Лучший способ почитания святых — подражать их жизни. Конечно, не каждый из нас призван к монашескому пути, не каждый может стать епископом и митрополитом, не каждый может и приобрести такой всенародный авторитет и сыграть такую роль к истории родной страны, как это сделал святитель Алексий Московский. Но главное — подражать не внешней, а внутренней сути подвига святых угодников. Чему можем мы, простые люди, поучиться у святителя Алексия? Конечно, его верности Господу и святой Православной вере, его желанию служить Богу и ближним, его мужеству и забвению собственных интересов в этом служении и в защите родной страны, его смирению и духовной мудрости. Все это нужно и важно как для государственного деятеля, так и для обычного человека.

Будем же по мере сил подражать в этом святителю Алексию, будем просить у Господа укрепления на этом пути, восклицая вместе со всей Святой Православной Церковью:

«Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость». Богу же нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)
Из книги "Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга вторая."
Сибирская Благозвонница, 2018

 

 

Смотреть запись богослужения на видео-канале монастыря

Просмотров: 1172  

Медиа

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 12 04 2024dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 12 04 2024dynmod 102
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

S5 Box

Патриархия  Православие и современность