7 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, празднуется память Собора новомучеников и исповедников Российских. В этот день свершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Божественную литургию в воскресенье клирики монастыря совершили соборно, воскресная служба совершалась в соединении со службой Собора новомученников и исповедников Церкви Русской.
По окончании Божественной литургии были совершены славление и панихида за тех, кто пострадал за веру Христову в годы гонений, освящено коливо.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Прошлый век яростной грозой прогремел над русским православием, желая уничтожить его и стереть с лица земли. Но народ наш оказался стойким в своей вере во Христа и Его Церковь. Гонения в годы Советской власти породили огромное количество мучеников. Число ангельских чинов полонилось, как никогда, в те времена. Как сказал святой Паисий Святогорец: «Господь не попускает зло, если не знает, что из него должно выйти что-то стоящее». Русские люди предпочли лучше отдать свою земную жизнь, чем предать то, что им действительно дорого: веру во Христа и преданность Матери-Церкви. Суровые гонения, которые вряд ли смогут сравниться по своей жестокости с гонениями времен Нерона и Юлиана Отступника, помнят еще наши деды. В некоторых семьях имеются предки, отдавшие за Христа жизнь в те кровавые времена.
В день памяти всех новомучеников российских, пострадавших в годы Советской власти, молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной. В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).
В 1918 году был убит за веру Владимир, митрополит Киевский. Московский Поместный собор решил 25 января по старому стилю (день расстрела митрополита Владимира) отмечать память всех погибших за веру христиан. В этот день совершались крестные ходы. Было понятно всем, что Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру. До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.
Русский историк Борис Тураев, а также иеромонах Афанасий Сахаров (ставший впоследствии епископом Ковровским) много потрудились для создания этого праздника. Они составили службу всем новомученикам и исповедникам Российским. Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду. Но нелегально праздник продолжал иметь место, и память новомучеников чествовалась. И пусть в годы застоя и оттепели не было явного гонения христиан с заключением в темницы и смертной казнью, но существовало моральное гонение. Например, когда кто-нибудь шел в церковь, это было обязательно сообщено начальству того предприятия, где он работал, и следовал выговор. Если человек крестил своих детей в храме, его могли уволить с работы. Но в то же время еще были стойкие в вере христиане, которые пренебрегали моральным гонением и продолжали ходить в храм, терпя пренебрежение и насмешки от остальных членов Советского общества.
А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81–м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек.
В 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что стало первым шагом возвращения к празднику всех новомучеников Российских. И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру. Среди пострадавших за веру в ХХ веке: святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.
Когда-то первыми христианскими святыми стали мученики, те, кто пролил за Христа кровь. Но Русская Православная Церковь, за несколькими исключениями, не знала мучеников за веру. Их время пришло в двадцатом веке. В тысяча девятьсот восемнадцатом году в России было сто пятьдесят тысяч священнослужителей, из них к сорок первому году сто тридцать тысяч было расстреляно. Очень часто народное почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки и казнь без колебаний, а перед смертью молились за своих палачей. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, незадолго до расстрела писал: "Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо". Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
https://pravlife.ru http://hram-troicy.prihod.ru/