3 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, последний перед Рождеством Христовым воскресный день, Святая Церковь вспоминает всех святых сродников Господа нашего Иисуса Христа. Также в этот день отмечается память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
В монастыре было совершено воскресное всенощное бдение в соединении со службой святых отцов. Божественную литургию в воскресенье совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова, иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова.
На всенощном бдении молилось 30 человек, на Божественной литургии - 113, из них 40 причастилось Святых Христовых Тайн.
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына.
В 7 лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. Отрок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.
В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.
Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.
По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии».
Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 — 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 — 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.
О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.
https://www.pravmir.ru/ https://vpmon.ru/
СЛОВО О ВЕРЕ В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
"Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные,
и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле!"
(Евр. 11:8, 9, 13)
Дорогие братия и сестры! Приближается великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Девы Марии, праздник величайшего и всеспасительного события, много раз предреченного пророками Ветхого Завета.
Подготовляя своих чад к достойной встрече великого праздника, Святая Церковь этот воскресный день, предшествующий Рождеству Христову, назвала Неделей святых отец, потому что в этот день вспоминаются ветхозаветные праведники — от праотца Адама до святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, которые с великой верой ждали светлого дня пришествия обетованного Мессии.
Имена святых ветхозаветных отцов сегодня мы слышали в евангельском чтении, в родословии Иисуса Христа по плоти. Эти святые и великие мужи преемственно передавали в течение более чем пяти тысяч лет обетование об Искупителе, бережно охраняя его от языческих заблуждений. Праведный Ной в течение своей жизни сберегал его в своем сердце и жил среди развращенного и отпавшего от Бога народа, в ковчеге носимый несколько месяцев в безбрежном океане вод, потопивших беззаконный мир. Патриарх Авраам пронес это обетование через пустыни от Ура Халдейского до Египта, от Египта до Палестины и передал его своим потомкам-патриархам. И прекрасный Иосиф сохранил это обетование. Будучи низринут братьями в ров, а затем проданный ими же в Египет, сохранил его, будучи в темнице, а также пребывая в должности самого первого из приближенных фараона, тем самым и спас от голода жизнь отца, патриарха Иакова, и тех же своих одиннадцати братьев. Это обетование хранил в своем сердце весь Израиль, передвигаясь по пустыням в течение сорока лет во главе с Моисеем. Хранили обетование судьи израильские и цари: Давид, Соломон и другие; хранили, напоминали и яснее о нем пророчествовали своему народу и святые пророки.
Его возвестил святой пророк Даниил, «муж желаний», и он видел Обетованного, Который, как «камень без руки отсечен», отпал от горы и наполнил Собою мир, разрушив язычество.
Божественное обетование мужественно хранили три отрока, ввергнутые в вавилонскую печь и оставшиеся неопалимыми. «Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Дорогие братия и сестры, вот какое свидетельство мы имеем в святых отцах для укрепления нашей веры. Святой апостол Павел повелевает не только поминать тех, которые проповедывали нам слово Божие, но, взирая на кончину их жизни, подражать их вере. Ветхозаветные праведники в жизни своей были водимы, спасались верой в грядущего Мессию-Христа. А чем же мы водимы? Верой ли руководствуемся в своей жизни? Нет. Нередко нас влекут страсти, мы порабощены ими. Для всеянного в нас семени веры мы уготовили каменистую дорогу и тернистую почву. Подчас мы не оставляем места вере, вытесняем ее из сердца страхом, стыдом показать себя верующими, пристрастием к богатству, славе, чести, земным благам и удовольствиям. Да не будет более этого в нас, но будем, братия и сестры, укреплять в себе веру. Святые отцы говорят, что вера является живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце от греховных наклонностей, чувствований и помыслов, от всего нечистого и скверного.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет, что вера укрепляется в человеке покаянием и исполнением евангельских заповедей, ибо и то и другое способствуют очищению нашего сердца. Он замечает, что «покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, но и для поддержания в себе живой веры». Покаяние должно быть постоянным спутником нашим в продолжение всей земной жизни. Тот же подвижник продолжает: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими, поэтому слушай слово Божие и святых отцов, объясняющих его, и мало-помалу вселится в тебя живая вера». Преподобный Серафим Саровский говорит, что «…от чтения слова Божия Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения». Преподобный сам постоянно читал святое Евангелие, за неделю он прочитывал весь Новый Завет. Подвижник прошлого века киевский иеросхимонах Парфений также прочитывал за неделю весь Новый Завет и каждодневно прочитывал всю Псалтирь. Конечно, такие подвиги нам не под силу, но нужно читать хотя бы понемногу: прочитывать каждый день одну главу Евангелия и одну из Апостола. Это займет не более 10 минут и принесет огромную душевную пользу. Перед началом чтения слова Божия святые отцы советуют кратко помолиться Господу: «Господи, вразуми меня, просвети меня Твоими святыми словами», а потом с благоговением и вниманием приступать к чтению. Преподобный Ефрем Сирин учит, что читать слово Божие нужно с усердием и вниманием, не спешить, а если какой стих не понял, не поленись вернуться к нему еще раз. Постоянное чтение слова Божия постепенно будет очищать наше сердце от греховных страстей и исправлять нашу жизнь. Тогда у нас укрепится живая вера. Тогда для нас станет понятен смысл нашей жизни. Веру истинного христианина не может поколебать ничто: ни болезни, ни скорби, ни лишения. Ибо он, имея крепкую веру, упование на милость Божию, все переносит без ропота, молитвой испрашивая себе силы для несения житейского креста. И такая горячая, дерзновенная молитва непременно бывает услышана Господом.
Итак, дорогие братия и сестры! Будем подражать вере святых ветхозаветных отцов. Они сегодня приносят радость свою рождающемуся Сыну Божию. Какие же дары принесем мы, православные христиане, своему Господу. Подобно волхвам, принесшим Богомладенцу злато, ладан и смирну, приготовим и мы Предвечному Младенцу злато — нашу твердую веру, благовонный ладан — нашу надежду на Его божественную помощь и ароматную смирну — нашу горячую любовь к Богу и всем людям, подтверждающую нашу веру. Не будем подражать жестоковыйному иудейскому народу, приготовившему своему Мессии крест, гвозди, копие, смерть. А уготовим Господу Богу украшенные чертоги своих сердец, очистив себя искренним покаянием, чтобы в таинстве причащения принять Господа Иисуса Христа в свое сердце и разделить радость рождества Христова со всеми святыми ветхозаветными отцами. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир)
https://pravoslavie.ru