27 июня отмечается память Cобора Дивеевских святых, когда мы вспоминаем не только известных по церковному календарю угодников Божиих, но и всех праведников, подвизавшихся в вере и благочестии. Это празднование было установлено в апреле 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в честь Собора святых Серафимо-Дивеевской обители, которая является Четвертым уделом Матери Божией на земле.
В нашем монастыре имеется мощевик с частицами мощей дивеевских святых:
- преподобной Елены
- преподобной Марфы
- преподобной Александры
- блаженной Параскевы
- блаженной Пелагии
- блаженной Марии
- преподобноисповедницы Матроны.
Доставлена эта святыня – благословение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря к нам в обитель в 2012 году. Находится в храме Божией Матери «Одигитрия» и доступна для поклонения верущим.
Божественную Литургию в нашем монастыре совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении диакона Николая Скафтымова. По окончании Литургии было совершено славление.
СОБОР ДИВЕЕВСКИХ СВЯТЫХ
«Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати и радуется Пресвятыя Богородицы избранная обитель, память совершающе многоименитаго лика святых, в Небеснем Дивееве торжествующих и молящихся о душах наших».
В Соборе Дивеевских святых – святой старец-утешитель преподобный Серафим Саровский; автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученик Серафим (Чичагов); полные решимости на христианское служение преподобные Александра, Марфа и Елена; призванные спасать души монашествующих от натисков врага рода человеческого блаженные Пелагия, Параскева и Мария; исполненные веры Христовой священномученики и новомученицы Дивеевские… Пребывая в Царстве Небесном, они остаются деятельными помощниками в нашем многотрудном земном жительстве. Они были такими же, как мы людьми, хрупкими, подверженными испытаниям и искушениям, порой колеблющимися… Единственная разница между ними и нами, по слову преподобного Серафима Саровского, – в решимости. В решимости бороться, стоять до крови за все самое чистое, самое святое и благородное в себе самом и своем ближнем. Их крестный путь был разным, но стояние в вере крепким. И связывала их Дивеевская обитель.
После революции 1917 года в России начались неслыханные гонения на веру. Коснулись они и Серафимо-Дивеевской обители. В 1919 году Дивеево преобразовали в трудовую артель. Рукодельная артель просуществовала до закрытия монастыря. Скиты и подсобные хозяйства были отняты и разграблены, власти изымали весь выращенный урожай, поэтому сестрам приходилось приобретать на свои средства зерно и картофель для посева. Монахиням не разрешали пользоваться водой с водокачки, и им приходилось ходить пешком на реку. Но в самой обители сестры по-прежнему жили обычным монастырским укладом, храмы еще не были закрыты, богослужения продолжались.
В 1920 году святые мощи преподобного Серафима Саровского были публично вскрыты и через несколько лет переданы в музей атеизма на поругание. Так сам батюшка своей плотью разделил страдание со всей Церковью.
В 1927 году открылось значение известного предсказания старца Серафима: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются» – на праздник Рождества Богородицы безбожная власть начала разгон монашествующих, и в недельный срок монастырь был закрыт. В праздничной проповеди на ранней Литургии епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша – и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».
Той же ночью епископа Серафима и архиепископа Тамбовского Зиновия (Дроздова; † 1942, священноисповедника), проживавших тогда в Дивееве, игумению, духовенство и старших сестер арестовали, остальные монахини рассеялись по округе. Поселились они в основном в окрестных деревнях и в самом Дивееве, игумения (после освобождения) с некоторыми сестрами – в Муроме. Для большинства из них начался крестный путь исповедничества, многих ждали аресты, ссылки, каторжные работы…
Среди святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Дивееве особо почитаются шестеро угодников Божиих из числа сестер и духовенства монастыря, а также два архипастыря, чья жизнь Промыслом Божиим оказалась неразрывно связана с обителью, и мученицы, пострадавшие в селе Суворово, что недалеко от Дивеева.
Общее празднование новомученикам и исповедникам Дивеевским совершается в Соборе Дивеевских святых (14/27 июня), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля) и в Соборе Нижегородских святых (второе воскресенье сентября).
https://diveevo-monastyr.ru/ https://pravoslavie.ru/