Главная
Суббота, 20 Июнь 2020 09:53

Собор всех преподобных и богоносных отцов во Святой Горе Афонской просиявших

 

20 июня Православная церковь отмечает память собора всех преподобных и богоносных отцов во Святой Горе Афонской просиявших. Собор Святых Отцов Афонских насчитывает до 450 подвижников, в то время как существует несколько тысяч безвестных и скрытых святых подвижников, которые своими подвигами освятили землю Афонского полуострова, что и послужило причиной наименования его Святой Горой. «Сии воины делом исполнили сии Христовы словеса, до конца отверглись себя, и взяли крест свой, сиречь терпение, и идут вослед Иисуса Христа, на гору Голгофу, сиречь распяться миру, и до конца умертвить свои страсти, и погребстись во гробе смирения, и воскреснуть о Христе бесстрастием». (Схиигумен Парфений (Агеев))

Божественную Литургию в нашем монастыре совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе). По окончании Литургии было совершено славление.

 

 

 

 

ПАМЯТЬ ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОНСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Святая гора Афон расположена на территории Греции в области Халкидики, на узком полуострове, выдающимся в Эгейское море на 80 км и завершающимся горным пиком высотой 2033 м. Название «Афон» догреческого происхождения. Так звали одного из мифических фракийских гигантов, который во время борьбы с богами бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, но промахнулся и каменная глыба упала на то место, где сегодня находится гора Афон.

Люди заселили Афонский полуостров в глубокой древности. Известны пятнадцать существовавших здесь городов, жители которых говорили на эллино-фракийском языке и были язычниками. С IV века до Рождества Христова, Афоном владели македонские цари.

Икона Божией Матери "Игумения Афонская" в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыреСогласно афонскому преданию, вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богоматерь сказала: «Cиe место да будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего». Потом, благословив народ, прибавила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди, Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступницею места сего и теплая о нем ходатаица перед Богом». Сказавши это, Матерь Божия отбыла из Афона на остров Кипр для посещения праведного Лазаря.

Около 44-го года мимо Афона проходил апостол Павел. Книга Деяний апостольских сообщает, что он проповедовал Христа жителям города Апполонии (совр. Иериссо), но безуспешно. Тем не менее к началу IV в. в Аполлонии уже было немало христиан; здесь пострадали мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Перегрин и градоначальники Руф и Руфин. Окончательно христианство утвердилось здесь во времена равноапостольного Константина I Великого, когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время появились первые храмы и на самом Афоне. Не исключено, что наряду с храмами здесь возникли и первые монастыри.

Активно заселять Афон монахи стали с VII-VIII веков, когда в результате арабских завоеваний Византия потеряла земли Палестины и Египта. В конце первого тысячелетия христианской эры Святая Афонская Гора, лежащая на границе мира греческого и славянского, наполнилась выдающимися подвижниками благочестия. По Промыслу Божию иноческая жизнь на Афоне особо процвела тогда, когда обращенным племенам славянским нужно было просвещаться высокими примерами монашеского делания. 

В XI-XII веках на Афоне уже более двухсот монастырей различного типа, населенных иноками разных национальностей: греками, грузинами, болгарами, русскими и сербами. По утверждению ряда историков количество афонских монахов составляло тогда 50000.

Выдающаяся личность этого времени – преподобный Афанасий Афонский. На южной оконечности Афона он основал знаменитую Великую Лавру, существующую до сих пор и возглавляющую иерархию афонских монастырей. Благодаря преподобному Афанасию на Афоне стала доминирующей общежительная монашеская жизнь. Ему удалось привлечь на Афон своею святостью и мудростью монахов из всех частей христианского мира. При его поддержке, на Афоне был основан Иверский (Грузинский) монастырь, ставший центром грузинской культуры. Представление о Святой Горе, как центре вселенского православного монашества, стоящего выше национальных различий, — завещание преподобного Афанасия всем будущим поколениям афонских монахов.

Икона всех Преподобных Отцов на Святой Горе Афонской просиявших в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыреДуховный расцвет Афона продолжился в XIII-XV столетиях, хотя внешне это время изобиловало бедствиями. Афон опустошали латинские крестоносцы, построившие на границе Святой горы для более удобного совершения грабежей крепость — «Франко-кастро» (Замок Франков). Каталонские наемники сжигали на Афоне целые монастыри вместе с монахами, а позже последовали грабежи со стороны турок. Византийский император Михаил VIII преследовал афонских монахов из-за их сопротивления унии с Римом. Однако, несмотря на это, на Афоне расцветает одно из величайших мистических движений в Православной Церкви, известное сегодня под именем «исихазма» (от греч. «исихия» - покой). Это выражение обозначает состояние внутреннего покоя от действия греховных страстей и рассеянности мыслей и сосредоточенности посредством краткой молитвы – Господи Иисусе Христе, помилуй меня, — на созерцании Бога. Историки полагают, что зачинателем исихастского возрождения на Афоне был великий подвижник преподобный Григорий Синаит († 1346), который перенес эту традицию на Святую гору из монастырей Кипра и Синая. Личным руководством и писаниями Григорий организовал массовый подъем духовной жизни на Афоне. С этого времени Святая гора становится духовным и богословским центром Православной Церкви с решающим влиянием на весь православный мир.

Через некоторое время образ жизни и учение исихастов подверглось осуждению со стороны последователей зарождавшейся в ту пору философии гуманизма и рационализма. На защиту исихастского учения о возможности единения человека с Богом выступил афонский монах-пустынник Григорий Палама, впоследствии архиепископ Фессалоник, который смог богословски обосновать и утвердить действительность «обожения». Святителя Григория поддерживал весь Афон. Важнейшим итогом полемики стал «Святогорский Томос» — манифест исихастского движения с изложением всех его главных богословских пунктов, составленный афонским монахом Филофеем Коккиносом, будущим Константинопольским Патриархом.

Значение Афона в этот период видно и из того, что большинство Вселенских Патриархов были монахами Святой Горы. Вот имена нескольких из них — авторов ряда важнейших для православной духовности литературных произведений: Патриарх Каллист I-й, автор «Жития пр. Григория Синаита» и других творений, частью не изданных до сих пор. Уже упомянутый Филофей Коккинос, крещеный еврей, биограф святителя Григория Паламы и других современных ему святых; замечательный богослов-исихаст Каллист II-й, который в конце XIV века составил совместно с Игнатием Ксанфопулом выдающееся руководство исихастской жизни, не потерявшее своего значения и жизненности даже до настоящего времени.

После падения Византийской империи в 1453 году на Святой Горе начинается некоторый упадок. Святость, однако, продолжала процветать там, и у нас есть много святых этого периода: преподобные Нил Мироточивый (XVII в.), Иерофей (XVII в.), Акакий Новый Кавсокаливит (XVIII в.) и другие. Турецкое иго порождает новый тип афонской святости – мученичество. Как правило мучениками становились те христиане, которые в силу разных обстоятельств переходили в ислам, но затем, раскаиваясь, вновь открыто исповедовали себя христианами и предавались за это смертной казни. Мучениками были и афонские монахи, и миряне, которые вдохновлялись на мученичество монахами и готовились к нему в святогорских монастырях.

Новый период расцвета начался на Афоне во второй половине XVIII века. Он связан с именами трех выдающихся личностей: святителя Макария, бывшего епископа Коринфского, преподобного Никодима Святогорца и Афанасия Парийского. Они стремились восстановить древнее духовное созерцательное предание, почти забытое на Афоне за время турецкого владычества. Эти подвижники считали, что главнейшим путем для достижения христианского совершенства является изучение святоотеческих произведений, делание «Иисусовой молитвы» и частое причащение Святых Таин. Никодим Святогорец и Макарий Коринфский стали составителями самого важного литературного произведением этого периода — «Филокалии», или по-русски «Добротолюбия», аскетико-мистического сборника, изданного в Венеции в 1782 г. Произведения, вошедшие в эту хрестоматию, долгое время были погребены в неизданных рукописях афонских библиотек. Замечательно, что святые Никодим и Макарий адресовали «Добротолюбие» не только монахам, но и вообще всем христианами, «желающим соответствовать своему призванию». Скоро этот сборник был переведен на славянский и румынский языки и стал основой так называемого «филокалического, или второго исихастского, возрождения» во всех православных странах, и в особенности в России, где «Добротолюбие» неоднократно переиздавалось. Первый славянский перевод осуществил преподобный Паисий Величковский, выдающийся подвижник XVIII столетия. Жизнь преподобного Паисия ярко освещает всеправославное значение Афона для духовной жизни этого периода.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь«Русская» глава составляет особую страницу Афонской истории. Появление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Святой Горы. Под одним из Афонских актов 1016 г. стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов». «Повесть временных лет» сообщает, что Афон посетил преподобный Антоний Печерский, который был там пострижен в монашество и отправлен обратно в Киев, где основал Киево-Печерскую лавру.

Первым русским монастырем на Афоне стала обитель «Древодела», или по-гречески Ксилургу. Актом 1169 г. русской монашеской общине Ксилургу по просьбе ее настоятеля Лаврентия был передан на все последующие времена пришедший в упадок монастырь, возникший в X в. и освященный во имя великомученика Пантелеимона. Этот монастырь до настоящего времени является основной русской обителью на Афоне.

В XIV-XV на Св. Горе подвизались будущие основатели русских монастырей: преподобные Сергий Нуромский († 1412), Иларион, игумен новгородского Лисицкого монастрыря, Дионисий Царьградский, архимандрит Спасо-Каменного монастрыря (в 1418-1425 гг. архиеп. Ростовский), Досифей, архимандрит нижегородского Печерского монастрыря, Арсений Коневский († 1447). Афонским иноком был митрополит Московский святитель Киприан. На Афоне бывал известный агиограф, автор жития Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый. В 1420 году Зосима, инок Троице-Сергиева монастыря, совершил путешествие на Святую гору и составил список 20 афонских монастырей.

Благодаря афонскому влиянию в духовной жизни русских обителей в конце XV-XVI вв. произошли важные изменения: общей тенденцией келейного молитвенного правила стало стремление к «умному деланию», «умной молитве», возникла новая для Руси форма организации монастыря — скит (первым русским скитом, по своему устройству близким к афонским скитам, была Сорская пустынь, основанная преподобным Нилом († 1508), русским монахом, прожившим значительное время на Афоне.

На рубеже XIV-XV в. участились приезды по разным поводам на Русь афонских монахов. Святогорский инок-серб Пахомий Логофет, прибывший на Русь около 1438 г., составил целую эпоху в литературном творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. В XVII в. в царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона прибыли копии чудотворных икон Божией Матери - Иверской «Портаитиссы» (Вратарницы) и Хиландарской «Троеручицы», выполненные в размер оригинала. Афонские иноки оказывали активную поддержку православным Юго-Западной Руси в их борьбе против засилья католичества и унии.

В XVIII в. по ряду причин русский Пантелеимонов монастырь на Афоне стал переживать материальный упадок, так что в начале XIX в. афонская администрация предложила Константинопольскому Патриарху Каллинику V исключить Руссик из числа святогорских монастырей. Однако Патриарх отказался закрыть обитель и особой грамотой предписал восстановить Пантелеимонов монастырь, назначив опытного старца и возобновив в обители общежитие.

XIX в. стал расцветом русского монашества на Афоне. К началу XX в. на Афоне подвизались уже около 4800-5000 русских иноков, в то время как греков было около 3900-4000. Пантелеимонова обитель своими размерами напоминала небольшой город. Самым знаменитым подвижником этого периода был преподобный Силуан. Сегодня его почитают не только в России, но и в Греции, Малой Азии, в Чешской Республике, Румынии, в странах бывшей Югославии, в Сирии, Палестине, Ливане, Египте, Италии, США. Этот выходец из крестьян оставил записки, поражающие высотой и утонченностью богословской мысли самых искушенных интеллектуалов. «Кто познал любовь Божию Духом Святым, тот не знает покоя ни днем ни ночью, и хотя изнемогает тело и хочет лечь на койку, но и на койке неутомимая душа всею силою влечётся к Богу, Отцу своему. Господь сроднил нас. «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино» (Ин. 17, 21). Так Господь Духом Святым творит из нас единую семью с Богом Отцом», — говорил старец Силуан. Его жизнеописания и сочинения были обнародованы его учеником – схиархимандритом Софронием (Сахаровым, † 1993), также одной из влиятельнейших духовных личностей Афона XX в., основателем православных монастырей в Англии.

В советские годы число русских святогорцев значительно сократилось. Пантелеимонов монастырь беднел и разрушался. Только в 80-е годы ХХ века количество насельников обители стало увеличиваться. Сегодня Руссик ведет активные восстановительные работы, в нем проживает около 60 русских монахов, однако по действующему законодательству все они имеют греческое гражданство.

Современный Афон привлекает не только православных христиан, стремящихся удовлетворить здесь свои духовные интересы. Для многих посетителей Святой Горы она — чудесный живой музей, где веками ничего не меняется, где воскресает не только образ, но и запах, и вкус древних времен, где раздаются звуки била, слышится старинное пение, где обедают за каменными столами под благословляющими взглядами ликов, глядящих с древних фресок трапезной. Ученые, исследователи и писатели, просто любители старины иногда приезжают сюда как в Лувр, или как в музейные архивы и запасники. Монастыри представляют собой уникальные архитектурные памятники, в монастырских библиотеках хранятся тысячи древних рукописей и уникальных книг, иконы и фрески XI века, императорские и архиерейские одежды, золотые и серебряные сосуды, подаренные царственными Комнинами, Палеологами, Неманичами, Романовыми, целые горы археологических находок. Здесь отражена вся история православного мира.

В начале XXI века Афон, несомненно, переживает новый расцвет. «В течение последних 30 лет, — пишет современный афонский монах и писатель Моисей, — происходит неуклонное возрастание святогорской братии, пополняющейся за счет молодых и образованных людей, приезжающих на Афон со всех районов Греции, а также из-за рубежа. Среди причин притока молодых монахов на Св. Гору можно выделить как общий кризис современного мироустройства, поколебавший духовно-нравственные основы общества, частичное обмирщение церковно-приходской жизни, а также возросший интерес к творениям отцов-аскетов, св. тайнозрителей Церкви, к жизнеописаниям прославленных подвижников и монахов. Этому способствовали многочисленные издания книг, живое присутствие богопросвещенных старцев на Св. Горе, сохранение подлинно монахолюбивого духа среди православных мирян. Поиск совершенства, великая любовь к Богу, призвание к самоотверженному служению приводят молодых людей на Афон. Это явление не может не радовать каждого добролюбца и составляет одну из надежд Вселенского Православия. Слава Святой Горы достигла всех уголков мира. Кроме монахов из традиционно православных стран - России, Румынии, Болгарии, Сербии,- населявших Св. Гору с самого начала на ней монашеской жизни, сегодня на Афоне есть монахи со всех континентов. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает священный Афон истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал о всех афонских иноках, носителях идеала православного подвижничества: «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые свыше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон - остров сугубой молитвы и благочестия».

http://www.zakonbozhiy.ru/ https://pravoslavie.ru/

Просмотров: 1224  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность