Главная
Воскресенье, 24 Май 2020 10:03

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

 24 мая Православная Церковь отмечает день Памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Святые Кирилл и Мефодий по праву именуются равноапостолными — они как продолжатели дела апостола Павла несли христианство всем славянам.

“«Седящим в стране и сени смертней» (Мф. 4:16) язычества славянским племенам они принесли свет истиной Веры Христовой. Не знавшим про Царство Небесное они возвестили о нем и указали путь в него. Слуг ложных языческих богов они сделали служителями Истинного Бога!” (Святитель Иоанн (Максимович))

Праздничную Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова и диакона Николая Скафтымова. Накануне было отслужено всенощное бдение.

По окончании Литургии было совершено славление и воскресный  пасхальный крестный ход вокруг храма.

 

 

 

КРАТКИЕ ЖИТИЯ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, Болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.

Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в Высшей константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки..."». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Pим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы римского, святые Константин и Мефодий отправились в Pим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему, святому Мефодию, продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. По преданию, перед смертью он сказал брату: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Святой Мефодий умолял папу римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед Папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

https://azbyka.ru/

 

 

 

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 6-Ю ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ

Дорогие братия и сестры, сегодня за службой было прочитано Евангелие об исцелении Господом слепорожденного, и вы слышали о том, как Господь, подвигнутый чувством сострадания, сжалился над человеком, слепым от рождения, и Своей всемогущей силой даровал ему зрение. Посмотрите, дорогие, как любвеобилен и многомилостив Господь. Подивитесь Его безмерному и неизреченному человеколюбию и милосердию.

Икона исцеление слепогоПроходя, Он увидел человека, слепого от рождения. Человек сей не знал и не подозревал, что мимо него проходит Божественный Чудотворец, могущий даровать ему зрение, а потому молчал, не просил, подобно другим, себе милости. Милосердный Господь, ведающий все сокровенное и тайное души человеческой, Сам подошел к несчастному слепцу и, помазавши очи его брением из плюновения, даровал ему зрение. О великое Божие милосердие! О неизреченная Его любовь! Он не ждет молений от несчастного о помощи, но Сам идет к нему со Своею милостью и дарует ему исцеление.

Вы можете себе представить, дорогие братия и сестры, как ужасно состояние слепых. Для них все закрыто вечным покровом темной и непроглядной ночи, так что они лишены всех тех радостей, высоких и чистых наслаждений, какие доставляет человеку зрение. Ведь зрение — драгоценный дар Божий. Что может быть отраднее удовольствия созерцать красоты природы, особенно весной, когда все оживает, когда и солнце светит так приветливо и греет так ласково, когда и поля, и луга, и леса принимают праздничный вид, одеваясь живым, роскошным и разноцветным покровом? Всех этих великих радостей лишен несчастный слепец. Он не может видеть ни солнца, ни звезд, ни луны, чтобы в них созерцать премудрость Творца Своего. Вот в таком ужасном состоянии находился евангельский слепец, которого Милосердный Господь исцелил, возвратив ему зрение.

Но еще важнее то, что этот слепец прозрел не только телесными очами, но и духовными. О неизреченное милосердие Божие! Он уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя мира к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями, не веровавших в Господа при том множестве чудес, которые ясно свидетельствовали о Божественном Его всемогуществе. Из дальнейшего евангельского повествования мы видим, как отнеслись фарисеи к этому величайшему чуду Божию. Злоба и гордость настолько ослепили их сердечные очи, что они по упорству своему не только не захотели признать истину и уверовать в совершенное чудо, но и еще более возненавидели Иисуса Христа, клевеща на Него, будто Он творит чудеса силою бесовской.

Так было тогда, так есть и сейчас: люди, одаренные от Творца разумной душой, способной познавать истину, по своей гордости, своенравию и упорству не хотят познать ее и идут наперекор своему разуму и совести, и Богу, и людям, уподобляясь в своем невежестве скотам несмысленным, извращающим истину и правду. Зная о чудесах Иисуса Христа, подаваемых Им народу благодеяниях, слыша Его премудрое, спасительное наставление и учение, видя Его жизнь — вполне праведную, святую, они приписывали тем не менее чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Спасителя, поносили Его, называя бесноватым, льстецом и обманщиком, и, наконец, осудили Святейшего всех святых Сына Божия на казнь, предали позорной смерти.

Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякого отвращения и горьких слез? Ведь слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке.

Грех затмевает очи души нашей — ум, совесть, сердце — и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит, слыша, не слышит и не разумеет. Кажется, например: как разумному человеку, устремляющему свои взоры на красоту природы, на мудрое устройство видимого мира, на замечательный порядок вселенной, не видеть в создании — Создателя, Бога, Творца и Промыслителя? Как разумному человеку, размышляющему о самом себе, о своей совести, о своих мыслях и чувствах, о своих возвышенных стремлениях, не видеть в себе души бессмертной? Как разумному человеку, наблюдающему за жизнью, не видеть в ней руки Провидения Божия? И, однако же, были и теперь есть люди, которые ни во что не верят, но создают свое мнимое, ложное учение и ничего более не хотят знать.

А что сказать о слепоте, которая происходит от омрачения нашей совести пороками и страстями? Ослепление это бывает весьма разнообразно и часто доходит до степени самой крайней. Человек обращается в бесчувственного истукана, без милости и сострадания к ближнему, без любви к родным. Человек прилагается к скотам несмысленным, когда предается пьянству, скупости, корыстолюбию. Человек теряет совсем совесть, когда предается порокам воровства, обмана и грабительства…

Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие. И в этом примере следует подражать Спасителю: во всякий праздник мы должны творить добрые дела. Но притом и дела добрые, и имена свои таить во избежание прославления. А сверх того, по совершении добрых дел не обижаться, если за них подвергнемся поруганию, поношению и гонению. Достоин нашего подражания и прозревший слепец, как человек правдивый, стойкий и безбоязненный. За свою твердость в исповедании истины он и сподобился от Господа великого дара: уверовать в Него как в Сына Божия.

Итак, дорогие, да сохранит нас Господь от телесной слепоты, а наипаче же — от слепоты духовной. А для сего будем бегать пороков: гордости, самолюбия, самомнения, злобы, зависти, своенравия, упрямства, пьянства и невоздержания, уныния и всего иного, Господу противного, чтобы, просвещаясь светом Божественной истины, достигнуть нам нескончаемой вечной жизни. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов).

Просмотров: 627  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 11 21 2023dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность