В третье воскресенье по Пасхе Православная Церковь празднует день памяти жен-мироносиц – это прославленные в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные. Эти святые матери символизируют благую весть и героическое самоотвержение. Отмечается этот день еще и как праздник всех женщин-христианок. Среди православных людей принято в торжественное воскресенье и всю последующую неделю поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.
Божественную Литургию в воскресный день совершил иерей Сергий Постнов. На богослужении молились только насельницы монастыря. После Божественной Литургии был совершен традиционный пасхальный крестный ход вокруг храма.
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня во всех концах православного мира Святая Церковь с любовью, благодарностью и в назидание всем христианам воспоминает тех святых жен, которые в Священной истории известны под именем мироносиц.
Таковы Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, Сусанна и, может быть, еще несколько других, имена которых до нас не дошли. Горя святой любовью к великому Учителю, в Котором они еще при самом выступлении Его на общественное служение прозревали чистым оком веры Божественного Посланника, эти жены, подобно Апостолам, ходили вслед за Ним и с сердечным умилением внимали Его высокому и спасительному учению. Некоторые из них служили Спасителю своим имением, доставляя Ему и ученикам Его все нужное для жизни.
И впоследствии, когда Божественный их Учитель осужден был на крестную смерть, они не оставили Его, подобно Апостолам, разбежавшимся в страхе и смятении, видя Пастыря пораженным, а провожали Его с горькими слезами на Голгофу: их вера и любовь к Нему не только не поколебались, но еще более возросли и укрепились, как показывают все последующие события. Никто и ничто не могло удалить их от Божественного Страдальца.
Меркнет солнце, и колеблется земля, но слабые телом и сильные любовью святые жены вместе со скорбной и убитой печалью Матерью Иисуса и любимым учеником Господа стоят у Голгофы, вблизи Креста: они не чувствуют усталости, они не боятся подвергнуться за свое столь явное сочувствие к осужденному Царю Иудейскому притеснениям от своих сограждан, оскорблениям от грубых воинов.
Но вот претерпевший величайшие страдания, уготованный на заклание от сложения мира Агнец Божий предает дух Небесному Своему Отцу. Однако и после смерти Богочеловека святые жены не решаются удалиться с Голгофы. Вот приходят наконец, спустя значительное время, благообразный Иосиф с Никодимом снять со Креста пречистое тело Господа; жены помогают им и вместе с ними принимают участие в погребении Божественного Мертвеца.
Когда Иосиф с Никодимом благочестиво предавали тело Господа земле, они, сидя близ гроба, смотрели, где Спасителя полагали во гроб. От взора их любви не могло укрыться, что по причине поспешности не все погребальные обряды были исполнены. По случаю ветхозаветной Пасхи они со скорбью удаляются от гроба с твердой решимостью затем непременно принести почившему Учителю благовонное миро и им помазать тело Его.
И едва только показался рассвет наступившего дня новой Священной Пасхи, пламенная, не терпящая промедления любовь святых жен, томившаяся муками сострадания у подножия Голгофского Креста, привела их к гробнице плотию уснувшего Богочеловека.
Неся с собою благовонное миро и не зная ничего о страже, они с радостью совершали печальный путь свой среди ночной тьмы, спрашивая одна другую: Кто отвалит нам камень от двери гроба (Мк. 16, 3)? Но затруднявшее их обстоятельство скоро разрешилось само собою, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил закрывавший вход камень. Когда они подошли ко гробу, то увидели его — Небесного Вестника в белой одежде, повелевшего им возвратиться к Апостолам и возвестить им, в особенности апостолу Петру, что Иисус Христос воскрес из мертвых и предваряет их в Галилее (см.: Мф. 27, 7; Мк. 16, 7). В смятении и ужасе от виденного и слышанного они спешат возвратиться, но не рассказывают о том никому, кроме учеников, ибо все их чувства от страха и ужаса, неожиданности и радости смешались, и они ни сами себе, ни другим не могли дать обстоятельного отчета о случившемся.
Но недолго продолжалась эта радостная и вместе с тем томительная для любящих сердец неопределенность. Одной из них, именно Марии Магдалине, которая больше всех возлюбила Иисуса Христа, явился Сам Воскресший Спаситель, Которого она сначала приняла за садовника. Вскоре за тем Господь явился и иным мироносицам и сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 10). Так в награду за пламенную любовь святые жены удостоены были великой чести стать первыми провозвестницами самой важной и самой радостной в мире истины: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения.
Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)