С древних времен окончание Светлой седмицы празднуется особо, составляя собой как бы обращение к празднику, повторение Пасхи. Также этот день называют Фомино воскресенье в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы и напоминание о том, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого.
В Древней Церкви было принято, чтобы люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещённых завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
В монастыре Всенощное бдение и Божественную Литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Сергия Постнова и дьякона Николая Скафтымова.
По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма.
БЛАЖЕННЫ НЕВИДЕВШИЕ И УВЕРОВАВШИЕ. ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос воскресе!
Дорогие братия и сестры! Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется воспоминание Христова Воскресения. Так как в мировой истории нет события более великого, чем воскресение Спасителя, оно вспоминается не только раз в год, как все праздники, но каждую седмицу. Антипасха есть первый воскресный день, в который обновляется празднование Великого дня Господня и называется в церковных книгах «неделею новою». Это воскресенье называется также Фоминым, потому что в этот день вспоминается явление Господа нашего Иисуса Христа в восьмой день после своего воскресения ученикам и уверение Фомы через осязание им ран Христовых.
Когда Господь явился апостолам в день Своего воскресения, по усмотрению Божию, с ними не было Фомы. Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Через восемь дней после этого Господу было благоугодно вновь явиться Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Приветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда… подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». — «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул Фома, в душе которого сразу исчезло всякое сомнение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» — такими были заключительные слова Господа в это Его явление. «Проповедуй же, Фома, Мое воскресение тем, кто не видел Меня. Заставь вселенную веровать не глазам своим, но словам твоим, пройди города и племена варварские, научи их вместо оружия облечься в броню креста. Проповедуй только, а уж они уверуют и поклонятся: не потребуют у тебя показать Меня. Исполни призвание и увидишь веру, ибо поистине: блаженны невидевшие и уверовавшие».
Неверие святого апостола Фомы называется в стихире на «Господи, воззвах…» Антипасхи «добрым неверием», так как произошло оно не от ожесточения сердца, не желавшего веровать в воскресение Господа, а от горячего стремления быть уверенным в чуде, которого апостол желал всей своей душой. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого тела в чуде воскресения, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякие предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти.
Итак, не будь неверующим, но верующим! Дорогие братия и сестры! Судьба нашего спасения зависит от того, будем ли мы верующими в Спасителя или неверующими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ясно и решительно сказано, так что с нашей стороны невозможны никакие увертки. Желаешь спасения — верь; не хочешь спастись, хочешь своей вечной погибели — тогда не верь. Но кто же не желает себе спасения, вечного счастья? Все его ищут, ибо на то и рождаются. Однако же не все веруют. Даже можно сказать очень немногие веруют и верны Господу. Неверие, как чумная зараза, губит род человеческий. Горе нам, неверам и маловерам, ибо уготовляемся на страшное осуждение! «Маловерный! зачем ты усомнился?» — слышится иногда божественный голос в нашей душе. Но мы все-таки упорствуем. Страшно все это. Однако почему же это так? В чем причина неверия и маловерия?
Главная причина — это наша гордость, грубость и греховная, беззаконная жизнь. Святые отцы говорят, что вера становится живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце от греховных наклонностей, чувствовании и помыслов, от всего нечистого и скверного. Грехи против седьмой заповеди и грехи гордости приводят к упадку и потере веры. Поэтому прежде всего надо стараться покаянием и добрыми делами очистить свое сердце от прежних грехов и с помощью Божией хранить себя от всякой скверны плоти и духа. Постоянно читать святое Евангелие, Псалтирь, усердно молить Господа, чтобы умножил в нас веру. Подвигами благочестия надо искать веру, как искал ее апостол Фома.
Один инок пришел к блаженному старцу Исайи, жившему в пустыне много лет, и говорит ему: «Святой отец, научи меня, как мне поступать: вот я прочитал в Евангелии слова Иисуса Христа: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших», а между тем ум мой объят пламенем сомнений… Как мне потушить этот огонь?» — «Приходи, сын мой, через три дня», — сказал старец и скрылся в своем жилище. Через три дня инок снова пришел к старцу и настойчиво просил дать ему совет, как пробудить в себе угасшую веру. «Приходи через четыре дня, тогда видно будет», — сказал Исайя. Юноша-инок пошел в обитель опечаленный, но через четыре дня опять пришел к пустыннику: «Дай наставление, святой отец, тоска снедает меня без веры, научи, не откладывай… Пожалей меня, грешного…» Пустынник кротко и ласково посмотрел в глаза инока и, захлопывая окно своей келии, сказал: «Иди ныне с миром. За советом приходи через пять дней». Инок окончательно растерялся и никак не мог понять, почему старец уклоняется от положительного ответа. Все пять дней мысль об этом не оставляла ищущего веры инока. На шестой день он опять был у старца, которого стал упрашивать со слезами: «Умоляю, святой отче, не гони меня: без веры не могу жить. Не уйду, пока не получу наставления…» Старец обнял инока, поцеловал его и сказал: «Сын мой! Ты уже имеешь веру, какой я не имею!» — «Я не имею веры, а только ищу ее. Научи, как мне найти ее, отче?» — «Кто так, как ты, усердно ищет ее, тот уже имеет ее», — был ответ. Дорогие братия и сестры! «Ищите, и найдете», — сказал Христос. Будем неустанно трудиться над собой и просить, усердно молиться, чтобы стяжать чистоту сердца, ибо только чистые сердцем узрят Бога, и тогда наше гибельное маловерие и неверие превратится в глубокую живую веру. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир) Проповеди. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010.