Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы, или служба 12 Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». В начале каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Богослужение в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Вадима Козлова и диакона Николая Скафтымова.
На Крестовоздвиженском подворье монастыря утреню с последованием Страстей Господа нашего Иисуса Христа совершил иерей Александр Мурылёв.
ПРОПОВЕДЬ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 12-ТИ СТРАСТНЫХ ЕВАНГЕЛИЙ
Когда мы приносим зажженные свечи после службы чтения 12-ти Евангелий, то зажигаем дома свою лампаду перед иконой. Эта свеча будет всегда напоминать непреходящую Евангельскую историю о Спасении, и надо, чтобы человек, взяв в руки эту свечу, помнил, что она со Страстной недели, с Великого Четверга.
Есть еще такой обычай. Люди, приходя в свои дома, делают этой горящей свечой начертание креста на косяках своих домов, копотью делая на них крест. Это совершается в воспоминание той Ветхозаветной Пасхи, когда Господь навел последнюю казнь на египтян и заповедал народу Израильскому, чтобы каждый из них крестообразно помазал косяки своих домов кровью однолетнего агнца, давая этим знак ангелу смерти, который будет поражать египтян, чтобы он проходил мимо тех домов, на которых будет начертано кровью агнца знаменье креста, и не губил там первенцев. Вот почему «пасха» с древнееврейского языка переводится как «проходить мимо». То есть Пасху праздновали люди как символ своего избавления от египетского рабства.
Уже в те времена, когда праздновалась Ветхозаветная Пасха, начертание знамения креста было символом очищения и избавления от смерти. Православные люди на косяках своих домов также делают начертание креста, чтобы Крест Господа нашего Иисуса Христа охранял от всякой беды, охранял от всякой напасти, охранял от всяких наветов вражьих и сохранял нас, когда мы выходим из домов и когда мы входим в них. Чтобы, осенив себя крестным знамением с молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!», отправлялись в свой путь. Или заходя в свой дом, осеняли себя крестным знамением, чтобы все те вражьи наветы и козни, которые окружают каждого из нас, остались за порогом нашего дома, чтобы, осенив себя крестным знаменьем, принести в этот дом только благодать, чистоту, святыню, а всякое зло, всякое дьявольское искушение оставить за порогом дома. Чтобы думать только о молитвах, только о том, что честно, что назидает, только о святыни, только о добродетели, - только об этом думать, об этом помышлять, этим наполнять наши дома, наши семьи, наши родные очаги.
Дай Бог, чтобы эти Святые дни для каждого из нас были укреплением наших сил душевных и телесных, чтобы, взирая на Крест Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, взирая на те страдания, которые Господь претерпел за каждого из нас, мы черпали бы свои силы, понимая, что Крестом открываются райские обители. «Без Креста не увидишь Христа». Святые отцы говорят, что на Небо еще никто не восходил, живя прохладно. Старец Макарий Оптинский говорил: «Так не бывает, чтобы перевернувшись с мягкой перины сразу попасть в Царствие Божие». В Царствие Божие ведет узкий и тернистый путь крестоношения, подвига святой праведной христианской благочестивой православной жизни. Если Господь претепел Крест, если Господь претерпел страдания, если Господь как Богочеловек прошел узким и тернистым путем скорбей, будучи безгрешным, безвинным человеком, но претерпел все это за спасение мира, чтобы избавить его от греха, проклятий и смерти, то нам не надо строить иллюзий, что мы, являясь в своей жизни людьми и греховными, и миролюбивыми, и плотолюбивыми, и сластолюбивыми, не пройдем этим путем, путем искупления своей собственной жизни.
В Евангелии сказано: «Покайтесь и сотворите плоды, достойные покаяния!» Но плодов, достойных покаяния ни у кого из нас нет, а потому нам остался другой путь – путь безропотного несения креста и претерпения тех скорбей, тех бед, тех болезней, тех испытаний, которые нам пошлет врачующая Десница Божия.
Однажды у святого Аввы из Хориона спросили: «Отче, скажи нам, что сотворили мы». Он сказал: «Мы по силе своей сотворили Заповеди Божии». «А что сотворят люди, которые будут жить после нас?» «Они сотворят половину нашего». «А что сотворят те люди, которые будут жить после них?» «Люди, которые будут жить после них, вообще не сотворят Заповедей Божиих, потому что у них не будет перед глазами примера, который имели мы: пример святой, праведной и благочестивой жизни. Но им будут попущены великие скорби, и за безропотное претерпение оных в Царствии Божием они окажутся выше нас и выше отцов наших, потому что могли преступить Заповедь Божию, и не преступили, могли согрешить и не согрешили, но прошли путем узким и тернистым и за это в Царствии Божием окажутся выше нас и выше отцов наших».
В нашей жизни нет такой семьи, нет такого дома, нет такого человека, у которого не было бы скорбей: «В каждом дому по кому, а где и два». Но нам оптинские старцы сказали, что крест, который, который несет каждый человек по своей жизни, он берется не откуда-нибудь – не внезапно и не случайно, а он вырастает на почве нашего собственного сердца. И поэтому, по большей части, причиной того, что мы в своей жизни несем, явился не кто-нибудь, а мы сами, жившие некогда безбожно, без веры, без знаний, без Евангелия, без любви, без Заповедей Божиих, посеяв в своей жизни очень много зла. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь! Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеящий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеящий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галл 6:7-8). Некогда мы с вами сеяли в плоть, думая о том, что поесть, что попить, как бы подзаработать денег, отдохнуть, поспать, полежать, но потом Господь каждому из нас открыл глаза, что не в этом радость, не в этом счастье, не в этом благополучие, не в этом цель. А цель жизни человека в том, чтобы душу свою преобразить, воссоединиться с Богом, с Источником жизни, с Источником святыни, с Источником вечности. Но это возможно только тогда, когда мы слушаем то, что нам говорит живой Бог, Который ходил по этой грешной земле, Который душу Свою отдал за каждого из нас, Который слова Свои неумирающие, Божественные, небеные, святые оставил каждому из нас, чтобы мы, слушая эти слова, исполнялись Духа Святого, исполнялись истины, исполнялись святыни. Сам Господь сказал нам, что есть путь истинной жизни: «Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).
Он сказал нам все. Значит, Слова Божии есть повеление Божие, сокрытое в Евангелии, значит нам надо вникать в эти слова, помнить их, писать их на скрижалях своего собственного сердца, чтобы за этим знанием следовало бы и исполнение того, что заповедал любящий нас и желающий каждому из нас блага и спасения в вечности, милосердный наш Господь.
Не зря и не случайно на последних седмицах Святого Великого Поста читается Евангелие. Все Евангелие было прочитано нами за предпоследнюю и последнюю недели этого Великого Поста. Сегодня мы читали двенадцать страстных Евангелий, чтобы еще раз все это пережить, обдумать, чтобы все это запомнить. Чтобы тогда, когда у нас начнется пасхальное ликование, мы бы помнили, ценой какой Жизни и ценой какой смерти каждому из нас даровано это ликование, дарована надежда бессмертной жизни, великая радость быть детьми Божиими, великое счастье иметь возможность совершенствования, возможность борьбы с грехом и очищения от грехов, возможность с благодатной силой быть людьми преподобными, то есть похожими и имеющими в своей жизни подобие образа Божия. Все это стало возможно только с жизнью и смертью Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Который Сам прожил нашей с вами человеческой жизнью, который Сам на Своей Собственной Жизни все это испытал. О Нем говорится: "Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2:18). То есть Он знает наши беды, знает наши болезни, знает наши трудности, знает нашу тягость борьбы со грехом, и помогает тем, кто не то что идет, а хотя бы ползет по этому пути Евангельской жизни. И Господь никогда не оставит того, кто переживать будет за то, что в жизни нужно, необходимо, за то, что Богом заповедано. Но, к сожалению, этого и близко в нашей жизни нет. Но если человек переживает, если человек скорбит, если человек внутренне раскаивается, если человек внутренне сожалеет, тогда, может быть, все эти переживания и вся его внутренняя скорбь вменятся ему вместо дел. Господь говорит, что в чем Он застанет, в том и будет судить. «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч.23, 26). И не раз история святой Матери нашей Церкви свидетельствует о том, что блудники и разбойники кающиеся вперед идут в Царствие Божие.
Бесчисленные примеры: покаявшегося разбойника, святой мученицы Пелагеи, святой преподобной мученицы Таисии, – и многие другие свидетельства нам говорят о том, что человек только решил встать на путь покаяния, только решил исправить свою жизнь, и Господь уже вменяет это за самые дела. Только бы не облениться, только бы не отчаиваться в своем спасении, только бы не оправдываться и не сваливать свою вину на жизнь, на время, на обстоятельства, на жену, на детей, на брата, на свата, на незнание. Самое мерзкое перед Богом – это грех самооправдания, потому что лучше честно сказать от всей полноты истинного знания о самом себе: «Господи, я истинная, настоящая, никуда не годная, немытая, грязная свинья. Но я хочу стать лучше, я хочу стать чище, я хочу стать правильнее, добрее, добродетельнее. Господи! Только Ты в этом мне можешь помочь, потому что моих мозгов, моих сил, моих стараний не хватит, чтобы что-то в своей жизни исправить к лучшему. Только Твоя Святыня, только Твоя Благодать, только Твои силы способны изменить мое грехолюбивое, плотолюбивое, ленивейшее, блудливейшее, лживейшее сердце. Только Ты, милосердный Господи!»
Давайте об этом думать в последние дни, в последние часы, которые нам оставлены, чтобы еще хоть на немного убежать из этого плена греха, от диавольских сетей. Эти святые службы бывают только один раз в году. Они необыкновенные по своей мощи, по своей силе, по своей духовной насыщенности, по своему невероятнейшему духовному подъему. Ибо любая бесчувственная душа, любая душа, плененная тем или иным грехом, возвышается, очищается, набирается сил Божиих на этих службах, чтобы что-нибудь в своей жизни исправить, хоть на волос, хоть на ступеньку, хоть на маленький сантиметр духовный, но все-таки подняться от этой земли, от этого праха, от этого гноя греховного и устремиться к святыне. Совсем немного времени осталось до того дня, когда вся Церковь будет ликовать в этот Великий праздник Светлого Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Чтобы эти Святые Дни, дни Святой Страстной недели, глубоким следом, глубоким отпечатком запечатлелись на почве нашего сердца, чтобы не расплескать, попусту не растратить те духовные силы, те благодатные дары, которые нам дарует Господь, не расплескать их в суете, в излишней болтовне, в излишней попечительности, надо провести эти Святые Дни в молитве, в сугубом чтении Священного Писания, особенно перечитывая еще и еще раз последние главы Евангелия, в которых повествуется о страдании и о Воскресении нашего Господа. Последние три главы всех четырех Евангелистов говорят именно об этом, о страданиях, спасении и Воскресении нашего Господа.
Помоги нам всем, милосердный Господи, эти оставшиеся последние дни и часы провести в святыне, в бодрости духа, без лености, без уныния. Провести их с предощущением этого великого и неизреченного Дара о Спасении через смерть и через Воскресение, которое даровал нам всем милосердный Господь, и чтобы, когда наступят эти великие праздничные дни, то всю эту наступающую неделю в нашем ликующем сердце звучало только одно: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!». Чтобы, как огонь в сердце, горела эта благодарная молитва за тот великий подвиг любви, который прошел Господь ради тебя и ради меня. Чтобы наше сердце не осталось бесчувственным, не осталось каменным, не осталось жестокосердным, а наоборот, восприняло ту частицу Божественной любви, о которой нам свидетельствовала вся эта Великая Четыредесятница, весь Великий Пост. Чтобы в ответ на это хоть немножечко, но что-нибудь шевельнулось в нашей душе и сердце, чтобы мы пожелали, восхотели и возгорелись хоть что-нибудь в этой жизни сделать для Бога, хотя бы тысячную часть от того, что Он сделал для нас.
«Что воздам Господеви о всех яже воздадим?». Что достойно принесу я? Только любящее сердце, о котором нам говорит Господь: «Сыне, даждь мне сердце». Аминь.
Архимандрит Мелхиседек (Оптина пустынь)
http://optina-msk.ru/