Утром 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, отошел ко Господу духовник Пафнутиева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев).
Вечером 5 ноября тело отца Власия было доставлено в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и положено в центральном соборе. В полночь с 5 на 6 ноября в обители началась Божественная литургия, которую возглавили Митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Кинешемский и Палехский Иларион.
Владыкам сослужило духовенство монастыря и Калужской епархии, а также священнослужители из разных областей и приходов. Песнопения исполнил хор Малоярославецкого Черноостровского женского монастыря. За Литургией молилось также множество насельниц и игумений женских обителей из разных уголков страны. Матушка Игумения Феодосия с сестрами и настоятельница Вольского Владимирского монастыря игумения Макария также приехали в Боровский монастырь на ночную литургию, чтобы проститься с дорогим батюшкой.
После Литургии была отслужена панихида, по окончании которой владыка Климент и владыка Иларион вместе с духовенством простились с отцом Власием.
6 ноября в 9.30 в монастыре прошла поздняя Литургия, которую возглавили наместник обители епископ Тарусский Иосиф и епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий. Также владыкам сослужило множество духовенства с Калужской и других епархий. Причастие проходило из шести чаш. По окончании Литургии начался чин отпевания. Отпевали отца Власия монашеским чином. Около 40 священнослужителей приняло участие в отпевании батюшки.
По окончании владыка Иосиф обратился к присутствующим с кратким словом, призывая верующих терпеливо перенести горечь утраты духовного отца. Далее гроб с покойным был вынесен и обнесен вокруг собора. Похоронен отец Власий в монастыре за алтарем центрального собора с южной стороны Ильинского храма. На месте погребения владыка Иосиф прочитал над новопреставленным разрешительную молитву, после чего гроб был опущен в могилу. Все желающие могли бросить на гроб горсть земли. Вместе с "вечной памятью" люди пели "Христос воскресе" и пасхальные стихиры "Да воскреснет Бог", свидетельствуя таким образом апостольскую истину - у Бога все живы, и это ощущение явно переживалось всеми присутствующими. По окончании погребения владыка Феодосий обратился к молящимся с горячей проповедью. Владыка вспоминал отца Власия, его жертвенный подвиг и призвал следовать советам старца, которые с его смертью не потеряли актуальность. После погребения в царской трапезной прошла общая поминальная трапеза. Во время трапезы наместник епископ Иосиф также вспоминал батюшку Власия, его жизненный нелегкий путь, его болезни и тяжелый крест духовничества, его участие и роль в своей жизни. Владыка отметил, что мы еще не до конца осознали что произошло, не вполне оценили масштаб потери. Ведь еще недавно мы общались со старцем, а сегодня его уже нет с нами. Действительно, нужно время и молитвы, чтобы оправиться от этой утраты и двигаться дальше. Также слово брали протоиерей Игорь Павлов, глава Боровской администрации Калиничев Н.А. и некоторые из присутствующих. "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, - говорит апостол, - и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).
Вера отца Власия была непоколебимой, а жизнь по этой вере, достойна памяти в веках. Будем молиться Богу, чтобы всеблагой Господь упокоил со святыми Своего верного служителя, и его молитвами не оставил и нас еще скитающихся в этом бурном и многомятежном море. Вечная память!
СХИАРХИМАНДРИТ ВЛАСИЙ
Схиархимандрит Власий (в миру Иван Вячеславович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 г. в деревне Кушлянщина Смоленской области, в верующей семье (бабушка была схимонахиней). Будущий духовник Пафнутьева Боровского монастыря появился на свет, когда его матери было 56 лет. Она родила восьмерых детей, но все они умерли.
Дома он был нелюбимым ребенком. Умер отец, мать снова вышла замуж, и отчим пасынка люто невзлюбил, называл «попенком» и «монашком». Ведь лет до 10 – до четвертого класса школы – его воспитывала бабушка – монахиня.
А после седьмого класса он уехал из дома и начал жить самостоятельно. Стал студентом Смоленского мединститута, где учился на факультете педиатрии и детских болезней. Там, в институте, он встретил и любовь. Когда девушка узнала, что он ходит в церковь, то чистосердечно донесла на него в ректорат, и случился большой скандал. Его показательно судили перед всем курсом. Преподавателям было дано указание ставить зачет, если он откажется от своих убеждений. От убеждений студент отказываться не собирался. Девушка, поняв, что, желая спасти своего суженого от церковного мракобесия, она предала его, перестала ходить на занятия. А с ним случилось тяжелое нервное расстройство.
Оставив учебу, будущий схиархимандрит переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником отцом Иларионом (Рыбарем), с которым отправился в Закарпатье, в монастырь святых мучеников Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, был наречен Петром (в честь апостола Петра).
Духовник строго запретил ему сообщать о своем местонахождении, и он стал жить никому не ведомый, на нелегальном положении, вдали от людей. Спустя какое-то время он написал матери, чтобы она не искала его, так как он выбрал для себя путь служить Богу. И служил Ему всю свою долгую трудную жизнь.
Через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий в честь Власия Севастийского, 11 лет был келейником у отца Илариона.
С закрытием монастыря в период хрущевских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор псаломщиком и регентом и сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1972 г. в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией переехал вместе с ним в Новосибирск.
Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был переехать в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 г. постриг его в схиму с тем же именем, теперь в честь Власия Кесарийского. Это происходило тайно: власти за это преследовали. Постригая, отец Серафим сказал, что схима будет его крепостью, броней духовной от врагов. Еще он предсказал ему, что он будет духовником в монастыре и вокруг будет братия. В те времена монастырь, о котором шла речь, лежал в руинах, самого будущего духовника разыскивала милиция, и во всё это верилось с трудом.
Его гнали, его преследовали, его убивали. Однажды, когда он служил уже в Калужской епархии, лихие люди забрались в храм и пробили ему голову монтировкой. Это были грабители храмов, они не хотели оставлять его живым свидетелем и били наверняка. Но скуфейка на его голове смягчила удар, и монтировка не затронула мозг – до него оставалась только сотая доля миллиметра. Ему сделали сложную операцию, вшили в голову пластину, он долго лежал в больнице и выжил.
В 1991 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента назначен духовником возрождающегося Пафнутьево-Боровского монастыря.
В 1998 г. у отца Власия обнаружили рак. Ему провели шесть сложнейших операций, каждый год меняли кровь. По всем прогнозам он должен был умереть. А он уехал на Афон, в Русский Пантелеимонов монастырь, где шесть лет молился в затворе. В Ватопедском монастыре есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса»), которой молятся при онкологии.
Известна история о том, что, когда Афанасий Великий хотел уходить с Афона, Матерь Божия явила чудо – ударила по скале, и из этого места забил святой источник. Он бьет и сейчас. В этой воде отец Власий купался, пил ее. Спустя шесть лет во время службы в храме он вдруг почувствовал, что всё вокруг словно засверкало. Потом врачи сказали, что метастазы перестали распространяться.
В 2003 г. он вернулся в Россию, в свой родной Пафнутьев Боровский монастырь. В свои 81 отец Власий просто светился от счастья и был очень похож на солнце. Рядом с ним было тепло, светло и радостно на душе. Радость сопровождала его повсюду. Даже просто глядя на отца Власия, люди преображались. Самое холодное и безучастное сердце рядом с ним оживало.
Он любил монастырь трогательно и самозабвенно. К отцу Власию приезжали из Лондона и с Тибета, из Малоярославца и с Сахалина. Православные и неправославные. Верующие и неверующие. Простые и не очень.
Отовсюду к его келье стремились люди, чтобы узнать волю Божию, получить разрешение своих вопросов. Многие приезжали с тяжелыми недугами — телесными и душевными. В разговоре с отцом Власием они обретали веру в Божие милосердие и впервые получали надежду: если не на полное выздоровление, то на милующую любовь Христову, которой было исполнено его сердце. Он имел в сердце своем любовь ко всем и делился этой любовью. Он часто говорил: «Каждый человек — это неповторимое творение Божие, и на каждого человека нужно смотреть с любовью, будь он мусульманин или протестант, иудей или вообще неверующий! Кто мы такие, чтобы его судить? Нам Господь дал о ближних только одну заповедь — любить!»
Скончался отец Власий 4 ноября 2021 г., в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.
По материалам статьи Дениса Ахалашвили
«Схиархимандрит Власий. О духовном отце»
https://pravoslavie.ru
http://www.pafnuty-abbey.ru